Евгения Гершкович

Московский дом: музеи

2 мин. на чтение

Древние греки назвали это культурное явление Домом муз, музеем. Если прототип современного музея появился в Александрии в III в до н. э., то в России его возможные истоки стоит искать примерно в XIII веке, в великокняжеских сокровищницах, ризницах, арсеналах, хранилищах древних книг и рукописей.

Коллекции старинных вещей тогда были небольшими, и определенной системы в их формировании еще не наблюдалось.

Повелось считать первым российским коллекционером Петра I. В юные годы он мог видеть собрания антиквариата и прочих диковинок в домах европейцев, жителей московской Немецкой слободы.

Действительно, порядок в музейном деле навел именно Петр, издав соответствующий указ о сохранении отечественных древностей, сдаче старинных редкостей комендантам, заложив основу крупнейших музеев, главным образом Кунсткамеры, первого государственного музея, открывшегося в Петербурге в 1714 году.

Самым же первым общедоступным музеем в Москве стала Палата Оружейного приказа, то есть Оружейная палата Кремля. Ее опись была составлена в 1702 году. Через восемнадцать лет Оружейная палата получила статус придворного музея, а в 1810 году обрела самостоятельное, именно музейное здание, построенное по проекту архитектора Ивана Еготова в классических формах на месте бывшего дворца Бориса Годунова.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Стоит напомнить о наиболее ценных исторических реликвиях до сей поры действующего музея, а именно о Шапке Мономаха, царственном головном уборе, коим венчались на царство все русские цари и князья вплоть до Ивана V, и также о Костяном троне, принадлежавшем Ивану Грозному.

Император Александр II в 1856 году инициировал благое дело реставрации обветшавших от времени Палат бояр Романовых и создания в них музея.

Большинство важнейших отечественных музеев вырастало из частных коллекций. И тому самый показательный пример Эрмитаж, «уединенный уголок», любовно пестуемый Екатериной II, покупательницей крупнейших западноевропейских собраний, в том числе британского премьер-министра Уолпола, австрийского министра фон Кобенцля, барона Кроза, графа Брюлля и др.

Музей Москвы

Одновременно множилось число коллекционеров среди знатных и состоятельных дворян — Юсуповых, Шереметевых, Голицыных, предпочитавших вкладывать средства в приобретение произведений искусства, в создание «кабинетов», собственных галерей. Пройдут годы, и именно их собрания украсят залы государственных музеев.

В 1861 году в Москве торжественно открылся Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев был государственным канцлером, министром иностранных дел. Аристократ посвятил свой досуг ученым занятиям и с увлечением предавался коллекционированию древних грамот на пергаменте, рукописей, книг, монет, живописи. В его библиотеке насчитывалось около 30 тыс. томов. Румянцевский музей разместился в знаменитом доме Пашкова, что на Ваганьковском холме прямо напротив Кремля.

Музей Востока

Авторство парадной усадьбы, композиционно состоящей из главного здания и двух флигелей, украшенных портиками, приписывается зодчему Василию Баженову. Именно такой торжественный образ здания с колоннами, подобно античному храму, обыкновенно рождает воображение при упоминании слова «музей», храм науки и искусства.

Государственный литературный музей

Таким проектировал будущий ГМИИ им. А. С. Пушкина Роман Клейн. Впрочем, архитектурная мода диктовала свои условия, и вновь строящиеся музейные здания в Москве приобретали характерный для времени стиль, как, скажем, живописный краснокирпичный терем Исторического музея с шатрами и башенками, или сказочный терем Третьяковки. Музейное дело продолжает свое развитие, и сегодня в столице работает свыше 440 государственных и частных музейных институций.

Подробные рассказы о пяти московских музеях и зданиях, в которых они расположены, будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».

Фото наверху: ГМИИ им. А. С. Пушкина/ Алексей Макаров

Подписаться: