Московский дом: небоскреб Нирнзее
Большой Гнездниковский пер., 10
1912–1913 гг.
Автор: инженер Эрнст-Рихард Нирнзее
Складывается впечатление, что цитату из Маяковского можно подобрать к истории любого московского дома… Вот и здесь к слову пришлась цитата из наследия пролетарского поэта, строки из поэмы «Пятый Интернационал»:
Помните,
дом Нирензее стоял,
над лачугами
крышищу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирензеевая.
Маяковскому довелось составить непосредственное впечатление, пожив в первом московском небоскребе, или, как его называли, «тучерезе». Рассказываем о нем в рамках проекта «Московский дом».
Он вырос на южном склоне Тверского холма, в местах, некогда населяемых ремесленниками-гнездниками.
Уже 110 лет как нависает над узким московским переулком этот девятиэтажный дом. Построен он был инженером-строителем Эрнстом-Рихардом Карловичем Нирнзее (1873–1934), австрийцем по происхождению. В свое время предки Нирнзее переехали в Польшу.
Сам же Эрнст-Рихард со старшим братом Людвигом-Карлом из Варшавы в Москву перебрался уже в 1898 году. Окончив Первые строительные курсы, получил право на производство работ по гражданской и дорожной части, открыл собственную строительную контору. Обладая коммерческим чутьем, Нирнзее включился в московскую строительную горячку, занялся доходным жильем. За все годы строительной практики ставший знаменитым в нашем городе инженер построил около сорока зданий.
Воображение москвичей Карл-Рихард Нирнзее взялся поразить жилым зданием, размерами превосходящим все предыдущие.
Дом в Большом Гнездниковском переулке в плане представлял собой букву П. Два подъезда. Войти можно было в один из них, а выйти через другой. Этажи выстраивались в коридорную, напоминающую гостиничную, систему и разбивались на совсем небольшие квартиры, по преимуществу предназначавшиеся для не обремененных семьей господ, деловых людей, служащих, чей уклад жизни требовал упрощения.
По этой причине апартаменты, в большинстве своем экономичные, функциональные, площадью от 28 до 47 м кв., были лишены пространства для кухни. Кухня была и не нужна: аскеты-арендаторы предпочитали заказывать еду из ресторана.
Имелась компактная прихожая и санузел. Впрочем, потолки в квартирах были высокими. В угловых объемах здания разместились малогабаритные квартиры, но все же двух- и трехкомнатные. Во главе угла Нирнзее ставил максимальную доходность.
Небольшой аттик строения украшало майоликовое панно. Художник Александр Головин по своему эскизу в абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова создал композицию «Лебеди и русалки». Фасад был отделан экономичной глазурованной плиткой. Крыша дома Нирнзее вмещала в себе несколько функций — смотровой площадки, скейтинг-ринга, скверика с фонтаном, полноценно заменившего собой двор для прогулок. На крыше также были запланированы столовая, библиотека и небольшой спортивный комплекс.
В подвале дома устроился театр-кабаре «Летучая мышь» антрепренера Никиты Федоровича Балиева. Интерьер с занавесом с пышными гирляндами роз, залом со сценой, способным принять 850 зрителей, оформлял художник, сценограф, член художественных объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» Сергей Судейкин. Кабаре открылось для публики 12 сентября 1915 года.
После революции дом Нирнзее превратили в 4-й Дом Моссовета и населили его партийными работниками, советскими служащими и сотрудниками Коминтерна.
Построить маршрут до дома Нирнзее и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com