Московский дом: палаты стольника Автонома Головина
Леонтьевский пер., 7
XVIII в. — 1902–1903 гг.
Неизвестный архитектор
История здания с массивным крыльцом в переулке у Никитских ворот, традиционно населенном аристократией, еще один пример прихотливой судьбы и бытования белокаменных палат в стилистике позднего Средневековья. Про палаты Автонома Головина рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
Нынешний образ дома почти не соответствует первоначальному, равно как и его расположение на участке не то, каким было при первом владельце в XVIII столетии. Прежде постройка располагалась перпендикулярно переулку. Что касается вопроса о том, что смогло уцелеть после многочисленных позднейших изменений, то во втором этаже сохранилась планировка палат, в которую входила анфилада бывших хором.
Известно имя первого хозяина палат. Им был петровский полководец Автоном Михайлович Головин (1667–1720). Некоторые источники называют его Автомоном.
Карьера сына казанского воеводы начиналась со службы комнатного стольника при малолетнем царе. Затем Головин уже помогал Петру, весьма высоко ценившему его военные таланты, в создании «потешных войск» и регулярной армии.
Генерал-майор Автоном Головин принимал участие в военном походе к Азову, воевал под Нарвой. Попал в шведский плен, был увезен в Стокгольм, где томился целых восемнадцать лет. Только в 1718 году пленника удалось обменять на фельдмаршала Карла Густава Реншильда, того самого, к слову, который проживал в Москве в других белокаменных палатах, в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
В 1871 году боярский двор Автонома Головина, представляющий собой пару двухэтажных теремов, уже успевших порядком обветшать, приобретает Анатолий Иванович Мамонтов. Выходец из знаменитого купеческого семейства, старший брат Саввы Мамонтова был большим интеллектуалом. Выпускник естественного отделения физико-математического факультета Московского университета, он собирал русскую живопись, любил путешествия по Европе, женился без отцовского благословения на певице, открыл типографию. Собственно, ее вместе со станками и скоропечатными машинами он и поместил в пространство одной из белокаменных палат. Во второй же открыл книжный магазин «Детское воспитание». Архитектор и художник Виктор Гартман внес пластические изменения в фасады строений, наделив псевдорусскими мотивами на манер народных вышивок. Согласно уважаемым письменным свидетельствам, умелец Василий Петрович Звездочкин, служивший токарем в мастерской при книжном магазине, в 1898 году выточил куклу в женском образе, внутри которой спрятал еще семь таких же, но размером поменьше. Куклу назвали Матреной, или Матрешкой, и отвезли на Всемирную выставку в Париж, где она имела большой успех.
В 1901 году у владения в Леонтьевском переулке появился новый хозяин, тоже представитель купеческого сословия — промышленник Сергей Тимофеевич Морозов.
Усадьбе предстояло стать Кустарным музеем Московского Губернского земства. Функция диктовала новую стилистику, а следовательно, кардинальную перестройку. Проектом занялся Сергей Устинович Соловьев. Архитектор развернул в переулок объединенные в общий объем корпуса и стилизовал новое музейное здание под старинные палаты. Вход отметил характерным крыльцом с бочонками, увенчанным шатровой крышей и флюгером. В вестибюле установили камин, созданный по рисункам Михаила Врубеля.
Пристройка к музею также в формах допетровской архитектуры по проекту Василия Башкирова, Адольфа Эрихсона и Модеста Дурнова появилась в 1911 году.
Построить маршрут до палат стольника Автонома Головина и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Вадим Разумов, pastvu.com