Евгения Гершкович

Московский дом: Театр имени Пушкина

2 мин. на чтение

Тверской бул., 23
1929–1930 гг.
Архитекторы: Александр Морозов, Константин Мельников

«Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным», — вспоминала актриса Алиса Коонен времена поисков помещения для нового театра, названного Камерным.

Создавал его один из главных реформаторов русской сцены Александр Таиров (он же — Корнблит).

За века своей истории «пустынный дом» переживал многочисленные трансформации, перестройки, расширения и неоднократную смену владельцев. О Театре имени Пушкина рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

В конце XVIII века здание было «каменными старыми палатами» в приходе храма Иоанна Богослова. Тайный советник князь Иван Андреевич Вяземский уступил их бригадирше Дмитриевой-Мамоновой за 3 тыс. руб. золотом. Следом хозяевами владения в Арбатской части становились кавалер и полковник Петр Александрович Кологривов, представители старинного рода Вырубовых, превратившие палаты в двухэтажный ампирный особняк. Затем список владельцев продолжил действительный статский советник Портнов, сдавший дом в аренду клубу циклистов (велосипедистов) «Москва», музыкальной школе и частной гимназии. Следующие хозяева — зажиточные студенты Московского университета, три брата Паршины, получившие от родителя богатое наследство.

Они превратили городскую усадьбу в доходный дом, порезав ее пространства на квартиры, сдаваемые внаем.

В 1914 году сюда и заглянул режиссер Таиров.

1931

Разумеется, анфиладная планировка не сильно рифмовалась с театральными функциями. Архитектор Николай Дмитриевич Морозов спроектировал пристройку к зданию, где с согласия Паршиных расположил сцену и зрительный зал.

25 декабря 1914 года Камерный театр открывался мистической постановкой «Сакунтала» по текстам Калидаса, где драматическое действо перемежалось с балетом. Главную роль в спектакле исполняла супруга режиссера, дочь бельгийского подданного Алиса Коонен.

Именно таким синтетическим, «раскрепощенным», многожанровым, спорящим с идеями реализма, проповедуемыми Станиславским, задумывал Таиров свой театр.

После революции Камерный театр вновь оказался на улице, и некоторое время спектакли игрались в доме на Никитском бульваре, куда зашел Анатолий Васильевич Луначарский. К счастью, нарком просвещения поспособствовал возвращению таировского театра в прежнее здание на Тверской бульвар и даже наделил его статусом академического.

Известно, что экспериментатор Таиров неоднократно привлекал к своим постановкам художников и архитекторов конструктивистов — Александру Экстер, братьев Стенбергов, Александра Веснина.

В 1929 году конструктивист Константин Мельников получил заказ на перестройку зрительного зала Камерного театра и реконструкцию фасада здания, в отличие от парадных театральных подъездов ставшего показательным примером лаконизма.

В 1949 году на волне борьбы с космополитизмом Камерный театр закрыли. Таиров вскоре умер. В 1950 году его детище реорганизовали в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. Театр возглавил лауреат Сталинской премии Василий Ванин. Зрительный зал убрали бархатом и украсили хрустальной люстрой.

Алиса Коонен уже никогда более не вошла сюда, хотя ее квартира находилась буквально через лестничную клетку от театральных помещений.

Построить маршрут до Театра имени Пушкина и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: