Евгения Гершкович

Московский дом: усадьба Кузьминки

2 мин. на чтение

Тополевая аллея, 6, стр. 1
начало XVIII – конец XIX века
Архитекторы: Родион Казаков, Иван Еготов, Доменико Жилярди

Кузьминки — усадьба с историей, богатой знатными хозяевами, именитыми гостями, архитектурными шедеврами, летними увеселениями и разрушительными пожарами. Рассказываем о ней в рамках проекта «Московский дом».

Сельцо с парой изб, мельницей и мельником Кузьмой, Кузьминки, стало именоваться Влахернским после того, как ее владельцы Строгановы выстроили деревянную церковь Богоматери Влахернской. Посвящение было связано с пригородом Константинополя, Влахерны, со времен Юстиниана известным как место, где верующим явилась Богоматерь.

Настоящим благоустройством подмосковной резиденции занялась первая в истории статс-дама при дворе Екатерины I, вдова петровского сподвижника Георгия Строганова Мария Яковлевна (урожденная Новосильцева). Вместе с сыновьями Строганова возвела деревянный господский дом, устроила на русле реки Голедянки искусственные пруды, и поныне являющиеся гордостью ландшафтного ансамбля Кузьминок.

1910

В 1757 году Строгановы породнились с княжеским родом Голицыных. Красавица Анна Строганова, фрейлина Елизаветы Петровны, вышла замуж за молодого князя Михаила Голицына и в приданое получила семейную вотчину Кузьминки. Михаил Голицын много сил отдавал подмосковной усадьбе, занимался реконструкцией архитектурных сооружений, задавал импульс развитию регулярной и пейзажной частей парка.

В 1784–1785 годах князь перестраивает дворец в формах зрелого классицизма, для чего привлекает зодчего Родиона Казакова. Ему ассистировал Иван Еготов, тогда еще начинающий архитектор. Он декорировал фасады дворца барельефами на мифологические темы. Орнаментальные работы в интерьере выполнял скульптор Сантино Кампиони.

Когда сын Голицыных князь Сергей Михайлович наследует Кузьминки, с ним в имение приходит обновление, связанное с деятельностью Доменико Жилярди, представителя швейцарского семейства зодчих. Ему предстояло возрождать усадьбу, изрядно пострадавшую в 1812 году.

Конный двор, безусловно, шедевр московского ампира и вершина творчества Жилярди. Комплекс зданий конюшни, каретного сарая и флигелей был замкнут в каре. Музыкальный павильон стал центром П-образной композиции в виде большой ниши — экседры, перетянутой дорическим портиком. В концертном зале Конного двора оркестр крепостных князя Голицына увеселял гостей роговой музыкой. Акустика была великолепная, так как павильон строился из дерева.

«Укротители коней» барона П. Клодта, известные скульптуры Аничкова моста в Санкт-Петербурге, отлитые на Уральских заводах Голицыных из чугуна, появились позже, в 1846 году. Ранее тут стояли гипсовые кентавры.

В 1916 году в поместье Кузьминки, принадлежавшем последнему из рода Голицыных, князю Сергею Сергеевичу, случился сильный пожар, уничтоживший господский дом вместе с мебелью красного дерева и живописью старых мастеров. После революции, в 1918 году, Кузьминки были переданы эвакуированному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. На фундаменте сгоревшего дворца строится новое здание.

Восстановительные работы в Кузьминках начались в 1994–1995 годах. В 1999 году в одном из флигелей, где некогда обитала княжеская прислуга, был открыт «Музей русской усадебной культуры», филиал Музея Москвы.

Построить маршрут до усадьбы Кузьминки и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: