Евгения Гершкович

Московский дом: здание Центросоюза

2 мин. на чтение

Мясницкая, 39, стр. 1
19281937 гг.
Архитекторы: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Николай Колли

Авангардист и новатор Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) от души считал Москву в 1920-е городом будущего и потенциальной площадкой для реализации пяти своих «отправных точек архитектуры»:

  1. Дом должен быть поднят над землей на столбах, освобождая место для сада или парковки;
  2. Плоская крыша-терраса вместо традиционной наклонной.
  3. Отказ от несущих стен вследствие появления железобетонного каркаса. Свободная планировка помещений.
  4. Ленточное остекление наружных стен здания.
  5. Опоры могут устанавливаться вне плоскости фасада, способного принимать любые формы.

Свой легендарный манифест, декларирующий стремление к чистым конструкциям, архитектор смог реализовать в советской столице, в проекте времен НЭПа, здании Центрального союза потребительских кооперативов. Рассказываем о нем в рамках проекта «Московский дом».

1980

Для этой работы он добавил к списку еще и шестой принцип — «циркуляции людей и воздуха». Известно, что в Москве Корбюзье побывал трижды. Его проект на здание Центросоюза был выбран в результате международного конкурса 1928 года. Швейцарец обошел конкурентов: братьев Весниных, Ивана Леонидова, Макса Таута, Петера Беренса и др. Исидор Любимов, председатель Центросоюза, лично принимал участие в избрании участников состязания и работе жюри. Соавтором Ле Корбюзье стал его кузен Пьер Жаннере. Под советские строительные стандарты проект адаптировал Николай Джемсович Колли. Архитектор, кстати, имевший, шотландские корни, два года проработал в бюро Ле Корбюзье в Париже.

Участок под стройку освободили — под снос пошел образец московского барокко храм Николая Чудотворца.

Центросоюз представлял собой комплекс трех прямоугольных корпусов на сваях с почти сплошными застекленными фасадами, плоской крышей.

Для досуга служащих была предусмотрена практически полностью самостоятельная структура с конференц-залом, читальней, рестораном и клубными помещениями. Этот отдельный блок параболической формы с изогнутыми поверхностями работал на контрасте с прямолинейностью трех основных восьмиэтажных корпусов, где, собственно, и разместились конторы. Рабочие места были организованы без перегородок, тогда еще новаторский принцип сегодня назвали бы open space.

Эффектные спирали пандусов с наклоном в 14 градусов и открытые винтовые лестницы украсили просторный вестибюль на первом этаже здания. Даже система входов в здание проектировалась с учетом московских холодов. Разумеется, идея разбивки сада на плоской крыше осталась на бумаге, равно как и предложенные Ле Корбюзье бетонные фасады — их заменила облицовка розовым туфом. Последнее особенно возмутило автора, который был утешен хорошим гонораром в валюте.

В 2015 году у подножия здания Центросоюза, теперь уже Госкомстата, установили памятник работы скульптора Тыртышникова: Ле Корбюзье сидит на стуле и рассматривает проект «идеального города».

Построить маршрут до здания Центросоюза и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: