Московский дом: здание Центросоюза
Мясницкая, 39, стр. 1
1928–1937 гг.
Архитекторы: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Николай Колли
Авангардист и новатор Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) от души считал Москву в 1920-е городом будущего и потенциальной площадкой для реализации пяти своих «отправных точек архитектуры»:
- Дом должен быть поднят над землей на столбах, освобождая место для сада или парковки;
- Плоская крыша-терраса вместо традиционной наклонной.
- Отказ от несущих стен вследствие появления железобетонного каркаса. Свободная планировка помещений.
- Ленточное остекление наружных стен здания.
- Опоры могут устанавливаться вне плоскости фасада, способного принимать любые формы.
Свой легендарный манифест, декларирующий стремление к чистым конструкциям, архитектор смог реализовать в советской столице, в проекте времен НЭПа, здании Центрального союза потребительских кооперативов. Рассказываем о нем в рамках проекта «Московский дом».
Для этой работы он добавил к списку еще и шестой принцип — «циркуляции людей и воздуха». Известно, что в Москве Корбюзье побывал трижды. Его проект на здание Центросоюза был выбран в результате международного конкурса 1928 года. Швейцарец обошел конкурентов: братьев Весниных, Ивана Леонидова, Макса Таута, Петера Беренса и др. Исидор Любимов, председатель Центросоюза, лично принимал участие в избрании участников состязания и работе жюри. Соавтором Ле Корбюзье стал его кузен Пьер Жаннере. Под советские строительные стандарты проект адаптировал Николай Джемсович Колли. Архитектор, кстати, имевший, шотландские корни, два года проработал в бюро Ле Корбюзье в Париже.
Участок под стройку освободили — под снос пошел образец московского барокко храм Николая Чудотворца.
Центросоюз представлял собой комплекс трех прямоугольных корпусов на сваях с почти сплошными застекленными фасадами, плоской крышей.
Для досуга служащих была предусмотрена практически полностью самостоятельная структура с конференц-залом, читальней, рестораном и клубными помещениями. Этот отдельный блок параболической формы с изогнутыми поверхностями работал на контрасте с прямолинейностью трех основных восьмиэтажных корпусов, где, собственно, и разместились конторы. Рабочие места были организованы без перегородок, тогда еще новаторский принцип сегодня назвали бы open space.
Эффектные спирали пандусов с наклоном в 14 градусов и открытые винтовые лестницы украсили просторный вестибюль на первом этаже здания. Даже система входов в здание проектировалась с учетом московских холодов. Разумеется, идея разбивки сада на плоской крыше осталась на бумаге, равно как и предложенные Ле Корбюзье бетонные фасады — их заменила облицовка розовым туфом. Последнее особенно возмутило автора, который был утешен хорошим гонораром в валюте.
В 2015 году у подножия здания Центросоюза, теперь уже Госкомстата, установили памятник работы скульптора Тыртышникова: Ле Корбюзье сидит на стуле и рассматривает проект «идеального города».
Построить маршрут до здания Центросоюза и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com