— Вот этот экспонат попал к нам в музей уже с легендой, — рассказывает экскурсовод, показывая на компактные сани. — Согласно ей, именно на этом возке Наполеон проделал путь 90 верст от Вильно до берегов реки Неман. Но мы не можем подтвердить, так это было или нет.
— Вряд ли, — сомневается 15-летний подросток, внимательно оглядывая сани. — Они же открытые, а он — император.
Экскурсовод объясняет, что небольшие открытые сани были быстрее неуклюжих больших карет. А для Наполеона в тот момент скорость была важнее комфорта: «Это символ панического бегства остатков французской армии».
— Именно бегства? — переспрашивает кто-то из детей. — Или наступления?
— Нет, сани же зимой используют, — парируют одноклассники. — А наступали они летом.
Дети оглядывают «сани Наполеона», словно следователи, которым надо восстановить картину происшествия. Они рассчитывают логистику: сколько можно было проехать в санях за сутки (25−30 км/ч, успевает вставить экскурсовод); сколько километров отделяли Москву от границы империи (около 1000, отвечают им). Подростки морщат лбы, рассчитывая скорость императора. Но тут же соображают: армия не может двигаться с такой скоростью: лошадям нужен отдых, скорость пехоты куда меньше; да и русские войска своими атаками мешают французу отступать.
— А чего они вообще отступали? — подначиваю детей я. — Сидели бы в Москве.
Но детей не проведешь. Они из 8-го класса и только что проходили войну 1812 года. В Москве французам было плохо, объясняют они. «Наполеон рассчитывал: “Ну вот я возьму Москву — тогда они точно сдадутся, это же их древняя столица, один из самых важных городов”. А русские вышли, и никого в Москве не было, но они не сдались. И чего делать-то?» — поясняет парень с длинными волосами. «Рассчитывали на блицкриг, — кивают головами подростки. – А блицкриг провалился. А у них ни зимних вещей, ни еды». К чему может привести неудачный блицкриг, подростки хорошо понимают.
Национальный пантеон для детей и взрослых
Идея создания музея Отечественной войны 1812 года родилась еще в 1839 году, позже, в 1903-м, по инициативе москвичей начался сбор средств на строительство здания музея. Специально созданный Особый комитет принимал материалы, касающиеся Отечественной войны 1812 года: экспонаты в будущий музей поступали от существующих музеев, частных дарителей, выкупались за рубежом. К сожалению, ни один из проектов музейного здания не был воплощен в жизнь, и только в 2009 году в преддверии двухсотлетнего юбилея по инициативе Исторического музея и по распоряжению правительства Российской Федерации в техническом дворе здания Московской городской думы был построен двухэтажный павильон площадью около 2 тыс. м кв., в котором разместилась пополнившаяся за сто лет тематическая коллекция. Музей был открыт в 2012 году и в сентябре 2022 года отпразднует свое десятилетие.
Комплекс Государственного Исторического музея включает не только Исторический музей, музей Отечественной войны 1812 года с Артиллерийским двориком с экспозицией под открытым небом, но и Покровский собор (храм Василия Блаженного), палаты бояр Романовых в Зарядье и филиал музея в городе Туле. Динамичное развитие всех подразделений Государственного исторического музея стало возможно благодаря поддержке генерального спонсора, которым стал ПАО «Промсвязьбанк».
Экспозиция музея насчитывает более 2000 экспонатов и охватывает период с начала XIX века до завершения общеевропейского военно‐политического противостояния в 1815 году. Существенную часть экспозиции составляют современные мультимедийные средства. Множество интерактивных панелей и экранов, на которых можно изучать военные карты, изучать документы или рассматривать реконструкции военного бивуака эпохи наполеоновских войн. В основном здании Исторического музея все строже и традиционнее — там музейное пространство было сформировано полтора столетия назад.
Возможно, самой важной аудиторией главного хранилища исторической памяти страны являются дети и подростки, и сотрудники активно работают над привлечением в музей именно этих непростых посетителей. Стандартная экскурсия по экспозиции об Отечественной войне 1812 года занимает два академических часа, экскурсоводам хочется рассказать все самое интересное о музее, и это сложно вместить даже в 90 минут. Наряду с классическими экскурсиями существуют другие форматы, например театрализованные экскурсии. В рамках программы «Муза, опаленная войной» детям прямо на экспозиции читают стихи Дениса Давыдова или исполняют песни той эпохи. Оказавшись в атмосфере «гусарской баллады», бывает легче почувствовать атмосферу прошлого, представить себе солдатский бивуак или дворянский салон той поры.
— Другой формат — это «интерактивная экскурсия», — рассказывает экскурсовод и методист по научно-просветительской работе Артем Арутюнов. — Она ориентирована на младших школьников, максимум до 5−6-го класса. Детям стараются показать, что значило быть, например, солдатом. Вместе с экскурсоводом они разбирают и собирают солдатский ранец. Сухари, пули, порох. Или примеряют на себя мундир офицера. Или учатся разбирать карту той эпохи.
С ребятами постарше играть уже недостаточно. С ними главное — найти общий язык.
— Экскурсоводу приходится быть немного психологом и немного актером, — улыбается Арутюнов. — Ведь ему нужно наладить диалог с целым классом 14−15-летних подростков. Убедить прислушаться к себе, показать, что история — это не просто унылый ряд дат и имен, а нечто важное. Иногда, например, начать стоит с того, что показать: ты — их современник, понимаешь сленг и интересы, разбираешься в девайсах.
Впрочем, совсем равнодушные подростки в музей приходят редко. Определить их просто: на вопрос, зачем они пришли, те отвечают: «Нас заставили». Такое случается, но все реже. Интерес к истории, по словам Арутюнова, повышается. Любопытные и заинтересованные ребята есть почти в каждом классе (а дети приходят в ГИМ чаще всего вместе с одноклассниками). Иногда они даже вступают в споры с экскурсоводом. Но обычно не по поводу идеологических интерпретаций исторических событий, а скорее вокруг публицистических мифов, которые просачиваются сквозь школьные стены. Мог ли Ломоносов быть сыном Петра I? Вы слышали, что Иван Грозный — это четыре разных человека? Правда, иной раз дети ставят почти философские вопросы, на которые, несмотря на их наивность, ответить не так уж просто.
— Я рассказывал про Тильзитский мир между Наполеоном и Александром I, — приводит пример Арутюнов, — и девочка лет 12 спросила: «А Вечный мир это навсегда?» Я до сих пор сам думаю, как на это ответить. Что придает силу договорам между странами? Тот же Тильзитский мир называли «вечным», но через пять лет настал 1812 год.
Среди войн, которые вела в своей истории Россия, лишь две получили высший титул «Отечественных». Музей Отечественной войны 1812 года — дань памяти нашим предкам, сумевшим отстоять свое Отечество. Экспозиция музея насчитывает более 2000 экспонатов, среди которых раритетные карты и документы, оружие, униформа и предметы обихода военнослужащих Русской императорской армии и Великой армии Франции, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекция нумизматики, художественные произведения. Именно на экспозиции музея, рассматривая подлинные предметы, дети могут «прикоснуться к истории», наглядно представляя себе то или иное событие.
— Это подлинная сабля Наполеона, — в торжественной тишине произносит экскурсовод; слова текут медленно и грозно. — На ее клинке выгравирована надпись «Н. Бонапарт. Первый консул республики французов». А всего через несколько месяцев Наполеон провозгласит себя императором.
Пройдет еще десять непростых лет и, уже побежденный, великий император отправится в свое первое изгнание на остров Эльба. В ссылку его сопровождал адъютант Александра I граф Павел Шувалов. Когда печальная кавалькада проезжала через Авиньон, ее атаковала разъяренная толпа, которая забросала бывшего правителя камнями с криками: «Долой тирана! Долой разбойника!» Крестьяне пытались вытащить Наполеона из кареты и разорвать в клочья. Но адъютант русского царя предложил низложенному императору свой плащ и тем самым спас его от верной смерти. В награду царственный изгнанник подарил графу свою саблю. Столетие эта реликвия хранилась у потомков рода Шуваловых, но в 1918 году ее конфисковали красноармейцы. Сабля императора французов вновь попала в гущу войны. Ее использовал кто-то из красных кавалеристов, да так лихо, что эфес пострадал в ходе очередной стычки. Чудом оружие уцелело и попало в музейные фонды.
— Запомнились некоторые «предметики» интересные, — делится впечатлениями 15-летний Святослав. — Карта России, которую украли французские шпионы. Потом сани Наполеона. И картина, где Наполеон с Александром на плоту, где они мир заключили (гравюра «Встреча на Немане в 1807 г.»). Я сразу вспомнил о пакте Молотова—Риббентропа, потому что недавно смотрел «Семнадцать мгновений весны» с мамой. Аналогия в том, что оба раза заключили мир с врагом, но его ненадолго хватило. И еще полевая кухня запомнилась. Меня поразило, что их было так мало, только для генералов. Когда я читал «Войну и мир», я удивлялся, зачем солдаты все время разводят костры? Их же обнаружат!
Многие экспонаты способны удивить не только ребенка. На очередной витрине лежит серебряная плошка с впаянным в нее бесформенным куском металла. «Это — железная пуля, которую подпоручик гвардии егерского полка Иван Хлопов получил где-то под Бородино, — рассказывает экскурсовод. — Она «сидела» у него в спине много лет. Хлопов дослужится до звания полковника и в 1820-х поселился в Париже. С возрастом пуля стала его сильно мучить. И он поехал к лучшему хирургу в Вену, там из него эту пулю извлекли, но операция прошла неудачно, был задет спинной мозг. Полковник Хлопов умирает. А его супруга сделала себе вот такую памятную вещь из этой пули».
Национальный нарратив
Экспозиция музея начинается с панно «Александр Невский принимает папских легатов». После короткой викторины, в которой дети пытаются отгадать, как связаны война 1812 года и дипломатические проблемы древнерусского князя, им рассказывают ответ. Оказывается, это полотно было частью серии, написанной в середине XIX века Генрихом Семирадским для храма Христа Спасителя, возведенного в честь русских воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года. Но после разрушения храма в 1937 году уцелела только эта работа, которую передали Историческому музею. Сегодня она отсылает посетителей к первому мемориалу Отечественной войны и вместе с тем задает идеологическую канву, на которой основана вся экспозиция. Александр Невский, отразивший шведских и немецких рыцарей, отказался от подчинения папе римскому. Спустя почти шесть столетий русские дворяне и крестьяне встали плечо к плечу, чтобы отразить нашествие объединенной Европы.
Дети, как и взрослые, бывают разные — кому-то больше импонирует Александр I, кому-то Наполеон.
— Наполеон и Александр разные фигуры во многих отношениях, — размышляет Святослав. — Но все-таки хорошо, что победили мы.
— А почему? — спрашиваю я. — Может, если бы мы сдались, то развивались бы по-другому?
— Еще неизвестно, стали бы французы делать русским жизнь лучше, — неожиданно по-взрослому говорит школьник. — Стали бы отменять крепостное право? Развивать науку? Или поступили бы, как в какой-нибудь Африке, где у них были колонии? Лучше развиваться самим, независимо.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И именно в музее молодое поколение получает чувство сопричастности к истории своего Отечества, невольно становясь непосредственным участником давних событий. Изучение истории на основе подлинных предметов минувших эпох не только открывает мир ушедшей действительности, дает возможность осмыслить исторический опыт, но и помогает осознать свою ответственность за то, что происходит в современном мире, ведь именно от грамотности новых поколений будет зависеть будущее страны.
Фото: предоставлено пресс-службой музея Отечественной войны 1812 года