Судьба Рижского вокзала не первый десяток лет волнует и москвичей, и городские власти.
В начале нулевых шли разговоры чуть ли не о сносе, но это казалось абсурдом: здание Рижского, построенное в начале прошлого века по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского — одно из знаковых для Москвы. Сноса не случилось, но несколько лет назад руководство РЖД приняло решение пустить под застройку территорию Рижского грузового двора, что на задах вокзала, через забор от путей поездов дальнего следования. Там решено было создать новый головной офис РЖД, общественные пространства и жилые дома.
Год назад «Москвич Mag» писал об итогах конкурса проектов по застройке; победителем тогда стала японская компания Nikken Sekkei. Так или иначе, проект никак не затрагивал железнодорожные пути, и даже на проектных рендерах японского бюро и здание вокзала, и пути оставались на своих местах.
Однако несколько дней назад на неофициальном форуме Московского железнодорожного агентства rail-club.ru была опубликована выдержка о закрытии продажи билетов на поезда дальнего следования, отправляющиеся с Рижского вокзала: «В связи с предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская и изменением маршрута следования пассажирских поездов со сменой вокзала прибытия в Московском узле закройте продажу проездных документов на поезда согласно периодичности курсирования:
№64/63 Псков—Москва отправлением со ст. Псков с 28/02-2021, отправлением со ст. Москва-Рижская с 05/03-2021;
№661/662 Москва—Великие Луки отправлением со ст. Москва-Рижская с 01/03-2021, отправлением со ст. Великие Луки с 02/03-2021».
Да, нынче с Рижского вокзала всего лишь трижды в неделю ходит один поезд дальнего следования, №661/662 Москва—Великие Луки (раз в неделю он под номером 61/62 едет до Пскова), а ежедневный поезд №1/2 Москва—Рига отменили в марте в связи с пандемией коронавируса. Однако об отмене великолукского поезда речи, судя по всему, не идет. Куда же, в таком случае, он будет приходить? Неопределенные слухи относительно Курского и Ленинградского вокзалов, похоже, безосновательны: первый, наоборот, зачищают от путей дальнего следования ради сразу двух центральных диаметров, а второй и без того перегружен. Наиболее вероятный кандидат — Белорусский вокзал, но и это пока не подтверждено.
Так или иначе, судя по всему, с марта с Рижского вокзала будут отправляться только пригородные поезда.