Инна Ткаченко

Почему бары Питера лучше московских

11 мин. на чтение

Утверждение знакомых москвичей, что бары моего родного Петербурга, вне всяких сомнений, лучше московских, всегда казалось мне щедрым комплиментом родине «Пурги» и «Мишки». К тому же, попытавшись вспомнить для сравнения какой-то понятный мне бар в центре Москвы, поняла, что годами не заходила никуда, где в названии значится слово «бар», кроме Noor и Dictatura Aestetica. И то, как правило, с целью, никак не связанной с качеством и длиной барной стойки — просто тихо поесть у окна с видом. Тогда кой черт понес меня на эти северные галеры?

Мой друг Дмитрий Карлович Савельев, знаменитый актерский агент, кинокритик и совладелец бара «Сухой закон», принял меня в своем заведении вкуснейшей настойкой и объяснением базовых принципов новейшей истории и географии барного Петербурга. На стене красовалась самая емкая из литературных цитат «И немедленно выпил», чуть правее — сатирическая инсталляция «Эволюционный тупик».

Сухой закон

— Москва как женщина буржуазная тяготеет к пабу, а не к бару, — рассуждает Митя. — А вот питерский бар, выросший из питерских рюмочных, он совершенно антибуржуазен. Как и вся барная культура. Как сам Питер. У нас прохладно, промозгло: зашел в бар, выпил рюмку, закусил килечкой и пошел дальше.

В эту секунду я окончательно убедилась, что пришла по адресу.

— У меня есть такая теория, что Питер понял про себя две базовые вещи, — продолжает Митя. — Первая: как бы он ни выпрыгивал из штанов, московских денег тут никто никогда не заработает. Вторая: Питер по понятным причинам никогда не превратится в Воронеж. И вот в этом своем пространстве, понимая, что туда он не выпрыгнет, а туда не ё*нется, Питер довольно расслабленно и существует.

Для автора, которому заказали статью о питерских барах, у меня идеальная биография. Мои детство, отрочество и университеты полыхали меж главными центрами питерского альтернативного великолепия — «Сайгоном» и Ленинградским рок-клубом. Трезвыми тут бывали только совсем мертвые. Мы пили на крышах, в парадных на подоконниках и на поребриках во дворах. Нам не нужны были бары, в которых сидели сотрудники органов, фарцовщики и проститутки. Нам, во всяком случае мне, нужна была вся планета или как минимум город Москва. Но как-то вечером в конце 1990-х в баре телецентра «Останкино» я поднесла к губам белый пластиковый стакан с какой-то паленой мерзостью, и в эту секунду натурально где-то в другой реальности «каркнул ворон Nevermore»: как непьющий рабочий на легендарном плакате «Нет!», я решительно опустила на стол свой стакан и с той минуты больше не выпила ни капли алкоголя.

И вот монтажная склейка: 2021 год, зима, Василеостровский рынок. Я маюсь между солеными груздями и индийским стритфудом. Славный малый, как все они тут, зовет меня, улыбается, кивает в сторону своего корнера, похожего на красивый шкаф с диковинными бутылками. Пузатые, длинные, прозрачные и цветного стекла, чудные дизайнерские этикетки. Не хватало только бумажного ярлыка с надписью «Выпей меня», но в роли ярлыка успешно выступил сам продавец. Так в мою трезвую жизнь вместе со словом Alkemiista (название магазинчика) ворвался черносмородиновый портвейн из частной винокурни в Латвии и следом за ним заглянул оригинальный монастырский Chartreuse. Я смотрела на греческие вермуты, бергамотовый джин и ананасовый ром. Минут через сорок с изящной бутылочкой бессмертного парижского Suze, без груздей, без тикка масалы, с легкостью в мыслях необыкновенной я скользила по Столярному переулку на другой стороне Невы к своему первому бару в новой питерской жизни. Это была рекомендованная юным продавцом Laboratorio Distillita.

Laboratorio Distillita

Как я теперь знаю, создатель бренда Константин Лялин принадлежит к мощной петербургской команде AF Brew, владеющей группой первоклассных питерских баров и ресторанов, а десять лет назад фактически положившей начало производству крафтового пива в России. Laboratorio Distillita в 2017-м тоже начиналась как производство. Лялин говорит, что с самого начала они определили себя как «бродячую цыганскую дистиллерию», а вместо того чтобы вкладывать гигантские деньги в получение лицензии и покупку оборудования на родине, отправились с предложением к тем, у кого в этом жанре уже был «черный пояс».

— Мы поехали в Эстонию к человеку по имени Свен Иванов — хозяину старинной Moe Distillery, 1688 года выпуска, — рассказывает Лялин. — Приехали и говорим: «А можно у тебя под нашим брендом по контракту сварить?» Он так на нас посмотрел и говорит: «По пять тысяч бутылок каждого вида закажете?» Мы говорим: «Нет, нам нужно по четыреста». Но, видимо, понравились мы ему, и он говорит: «Ладно, давайте с этого начнем». Вот с этого и начали, и в Эстонии мы варили все наши зерновые дистилляты. В Латвии мы тоже нашли партнера и начали выпускать с ним изюмный дистиллят — по сути переосмысленную еврейскую тему. Мы ездили по разным странам, участвовали в фестивалях. Постепенно орбита Laboratorio Distillita стала включать в себя несколько сущностей: сам бренд, свои крепкие напитки, импорт идеологически близких крепких напитков и альтернативных вин, с которыми мы познакомились в своих путешествиях и о которых в России никто вообще ничего не знал. Но ходить с подобными напитками в чемоданчике и убеждать людей в барах купить их у нас — это безумие. Мы поняли, что для Laboratorio нужна площадка и пришло время открывать бар с этим названием. С экономической точки зрения это было воспринято всеми как утопия, но сейчас у нас пятый сезон.

Laboratorio Distillita

Алхимическая максима «Aurum nostrum non est aurum vulgi» мягко поблескивает в полумраке над барной стойкой. Понятно, скромно: «Наше золото не золото толпы». По выходным в Laboratorio Distillita живая музыка и много своих, иногда и правда толпа. Когда-то тут был цех одной хорошей литографии. От нее остались непокрашенные своды, родная (историческая) напольная плитка и шрифт, который используется в барной карте и меню. Алхимию — «великое делание» — Лялин считает вполне современной наукой, и странно было бы спорить с ним на этой территории, перебирая в голове качество и количество произведенных, найденных и проданных им восхитительных жидкостей, включая невероятные безалкогольные. Но в том, что касается бизнеса, Лялин предпочитает сравнивать Laboratorio c кино, питерским создателям которого он как юрист посвятил немало сил и времени в прошлом.

— С точки зрения денег есть бизнесы и получше бара Laboratorio Distillita, — говорит Лялин. — В эпоху тиктока сложно иметь хороший бокс-офис в авторском кино. Как формируется цена? Ты покупаешь бутылку за 400 рублей, а бокал продаешь по 250. И вот бутылка датского вишневого Frederiksdal «заходит» ко мне по 2000 рублей, я делаю умный вид и говорю, что это альтернативное вино, а поэтому порция у него должна быть тоже альтернативной: не 125, а 100 мл. И что? А ничего: просто не смогу я продать этот альтернативный бокал за 1000 рублей. Поэтому надо смириться: если хочешь делать так, как хочешь — будешь меньше зарабатывать. В итоге Laboratorio Distillita — это не дотируемый, самостоятельный проект, приносящий небольшие, но деньги.

Laboratorio Distillita

Свои «небольшие, но деньги» я и сама готова сдавать здесь за божественный ревеневый брют без счета и сожалений. И попивала бы я его вечерами, и сидела бы, и мечтала бы тут в расприятнейшей из атмосфер. Но трудно не догадаться о том, что такие сидения — верный признак подступившего алкоголизма. И это только часть неправильного поведения с точки зрения барного Петербурга. При всей любви к бару его необходимо покинуть вовремя. Для того чтобы перейти в другой. Бар-хопинг — важнейший из принципов построения всех интересных маршрутов для выпивания и общения. И нет для таких путешествий более правильного и специальным образом организованного пространства, чем пространство между всем известными улицами Некрасова и Рубинштейна.

— Барная культура — это легкое касание, когда ты присутствуешь где-то формально, но только ты определяешь, сколько тебе тут находиться, в какой момент уйти и что будет дальше. И это наша петербургская ДНК, — чеканно формулирует суть моя подруга, один из главных питерских экспертов в области lifestyle Надежда Кожевникова, генеральный директор New Couture, которая была участником оргкомитета Петербургского ресторанного фестиваля в 2017–2018 годах.

Формально в этот момент мы присутствуем в достаточно унылом новом месте под названием «Бар Yesenin» на Гороховой: зашли познакомиться, оценили томики Маяковского в туалете, не поняли прелестей винной карты, кухни и интерьера, собираемся уходить. Все, что говорит Надя, я как Шурик, собирающий тосты народов Кавказа, старательно записываю.

AF Brew

— В основе утверждения о том, что барная культура Петербурга являет собой некий феномен, есть два основных тезиса, или причины, — говорит Надя. — Одна чисто географическая — близость к Скандинавии, колыбели бар-хопинга, когда люди совмещают прогулку с переходом из бара в бар, приемом или тестированием разных напитков, разговорами и знакомствами. Бар-хопинг — это наша история ментально. Мы не накрываем поляну со штофами и пирогами, а легко перемещаемся с места на место в компании или в одиночку. Вторая причина, безусловно, финансовая: в Петербурге открываются, выживают и развиваются маленькие самостоятельные местечки, не имеющие солидного инвестора и не претендующие на то, чтобы со временем стать успешной сетью или дорогим рестораном. В таких местечках ты сам себе хозяин, бармен с тобой в доле, вы вместе творите и рождаете свою концепцию.

Мы с Надей подходим к хорошо известному нам дому №13 на улице Рубинштейна, где когда-то сиял всеми гранями Цоя, Науменко и Гребенщикова навеки бессмертный Ленинградский рок-клуб. Сейчас тут располагаются гостиница, детский театр и один из лучших баров города «Архитектор». Это небольшое, очень мужское и лаконичное помещение за закрытыми дверями и портьерами темного бархата. Не знаешь — не попадешь, пройдешь мимо большого искусства и окажешься, например, в не слишком выразительном «Компромиссе», подмигивающем прохожим из-за плеча бронзового Довлатова.

Архитектор

— По-прежнему актуальна тема баров speakeasy, — продолжает расширять мое сознание подруга детства. — Ты входишь в шкаф, проходишь сквозь зеркало — и там кипит жизнь.

— Как в El Copitas! — восклицаю я, наконец проявив хоть какое-то знание вопроса.

— Точно, — подтверждает Надежда и переводит взгляд на бармена. — А ваш «Архитектор» тоже speakeasy?

Бармен отрицательно качает головой: «Нет, у нас же есть вывеска, просто не все знают, где она».

Бар El Copitas, у которого вообще нет вывески — подлинное питерское Зазеркалье, восьмое место в рейтинге The World’s 50 Best Bars, гордость родного города, радость для всех, кто в теме и понимает. На нужную мне дату я смогла записаться, только раскрыв пресс-инкогнито и пообещав, что 30 минут и места на табуретке в самом темном углу мне вполне хватит для знакомства.

El Copitas

В соответствии с истинно питерским пониманием законов кармы (то есть причинно-следственной связи) культовый бар мог расположиться только в культовом месте алкогольной истории города. Там он и оказался: в доме на Колокольной, где долгие годы гремели бутылками «Колокола» — придворный винный магазин всех звезд «Сайгона». Однако ж на этом сходство между прошлым и настоящим заканчивается. И начинаются мексиканские мистерии El Copitas. Они мягко стартуют звонком с рекомендацией менеджера по обнаружению заветных ворот, в означенный час продолжаются выходом человека в фартуке вам навстречу и разворачиваются при свечах с участием бармена без барной стойки, вне всяких привычных коктейльных меню и карт. То, что делают эти парни с текилой и мескалем самых лучших и редких сортов, не имеет адекватного вербального соответствия. Хорошо образованный русский человек в таких случаях, как известно, прибегает к обсценной лексике. Мысленно я прибегла к ней, и не раз, но можно было просто поблагодарить ацтекского бога Кецальткоатля. Короче, вы поняли, что я хотела сказать о высочайшем уровне El Copitas.

El Copitas

По свидетельству всех моих собеседников, барный Питер хорош также тем, что здесь отыщется подходящее заведение на любой вкус, гендер и кошелек. Бары на Некрасова очевидно демократичней баров на Рубинштейна, что совершенно не умаляет ни их оригинальности, ни их востребованности знатоками. И что очень важно — скромный ценник в Питере (в отличие от Москвы) не является поводом для беспокойства о качестве напитков.

— Вот наш специалитет — настойки, которые делает мой компаньон Сергей Гирифанов, — говорит совладелец «Сухого закона» Дмитрий Савельев. — Это его творчество, а я придумываю названия. Например, настойка на укропе, чесноке и луке называется «Борис Николаевич». На бузине, конечно же, «Киевский дядька». И по бизнесу наше преимущество перед другими в том, что мы предлагаем домашний продукт и держим цену 150 рублей за порцию.

Исследуя лучшие бары на улице Некрасова, мы переходим с Митей из всеми любимых «Хроников» в сбежавшие с Рубинштейна «Цветочки» и обсуждаем его бар на Кирочной.

Хроники
Цветочки

— «Бар на Кирочной» — это хорошее словосочетание, скажи! — говорит Савельев. — Мы открыли «Сухой закон» в разгар пандемии, когда многие другие места закрывались. Все, кстати, началось с того, что на Фонтанке закрылось модное хипстерское место «Голицын Лофт», и бар Сергея под названием Joseph (в честь Бродского) закрылся вместе с ним. Сергей начал искать новое место по разумной цене и нашел. Дальше выяснилось, что «для входа» им не хватает такой-то вот суммы. А я понимаю, что ровно эта сумма висит у меня на счете ИП, и, видимо, это судьба. До нас там когда-то был паб «Дикий Oscar», от которого остались стеклянная дверь с лицом Оскара Уайльда и красные диваны.

Сухой закон

Нужно было заново перепридумать пространство, что мы и сделали, но в результате сочинился неожиданный арт-формат. Потому что мне в голову пришла идея играть там спектакли. Прямо на коленках у зрителя. Сейчас у нас в репертуаре 17 названий, и мы уже немного буфет при театре. Но наша выгода в том, что благодаря спектаклям формируется очень приятная аудитория бара.

Сухой закон

Мы снова попадаем в «Хроники», где на одной из стен красуется подаренная Митей фотография — кадр из сцены, не вошедшей в картину Динары Асановой «Жена ушла»: грустный Валерий Приемыхов, разругавшийся с Еленой Соловей, надирается в рюмочной где-то на Мойке. В «Хрониках» радикальный вечерний переаншлаг, и мы, бросая Приемыхова на произвол судьбы, прямо со стаканами выбираемся на Некрасова, где уже выпивает, курит, хохочет и шепчется до мельчайших деталей отчего-то понятная мне толпа совсем не знакомых людей.

— Так это ж «Сайгон». Спустя 30 лет, — говорю я Савельеву.

— Ну а что же еще? — соглашается Митя и продолжает рассказывать про театр.

Я пока не видела ни один из спектаклей «Сухого закона», но до конца лета, думаю, справлюсь. И еще я хочу выяснить, почему всем так нравится бар «Полторы комнаты» на Маяковского, а мне совсем нет.

Полторы комнаты

В «Ортодоксе» на Рубинштейна хочу попробовать «Улицу» на абсенте и «Фонарь» на бурбоне с гречишным полугаром (из списка Блока А. А.). Нужно вернуться в Tagliatella Caffe, где за стойкой только девушки, протестировать негрони из фонтана в центре бара. В Redrum на Некрасова нужно выпить хоть что-нибудь, кроме вишневого пива.

Tagliatella Caffe

Пока в моем питерском барном wish list 17 вполне выполнимых хотений и парочка непростых. Как говорит мой кумир Константин Лялин, всему виной «ген любопытства»: «Нормальный человек, который идет в жизни по прямому пути, не думает: “А выпью-ка я сегодня не мерло, а смородинового винца!” Он вряд ли будет экспериментировать с напитками. Тем более за весьма странный ценник». Совершенно с ним в этом согласна.

Фото: Сергей Николаев

Подписаться: