Маршрут построен: как московские диаметры соединили город и область
Два года назад 21 ноября запустили МЦД — проект, который, по словам заммэра Максима Ликсутова, «позволил переосмыслить функционирование пригородного железнодорожного транспорта в Москве и области». Мы к ним быстро привыкли и, может быть, не до конца осознаем, как диаметры изменили нашу жизнь.
Как все начиналось
Возможность интеграции метрополитена и железной дороги обсуждалась еще в самом начале 2000-х. Сначала для этого реконструировали Малое кольцо Московской железной дороги. Результатом стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца (МЦК).
Как и предполагалось, новое кольцо существенно разгрузило метро и стало огромным шагом к модернизации всей транспортной системы столицы. К октябрю прошлого, 2020 года поезда Московского центрального кольца перевезли уже 500 млн человек, а меньше чем через год, в июне 2021-го, на «Площади Гагарина» зарегистрировали 600-миллионного пассажира.
Однако с расширением границ Москвы запуска Московского центрального кольца, которое хоть и облегчило нагрузку на метро, оказалось недостаточно. Поэтому столичная мэрия совместно с РЖД, опираясь на успешный опыт запуска МЦК, подготовила новый проект развития транспортного каркаса Москвы — Московских центральных диаметров.
МЦД
Московские центральные диаметры стали самым крупным транспортным проектом Москвы и Московской области. На современной карте диаметры изображены двумя сквозными линиями. Главное назначение МЦД — связать город и область в формате объединения пригорода и метро и расширить транспортные возможности пассажиров. А для районов, где нет метро, станции наземного метро становятся новыми точками транспортного каркаса.
Первые два диаметра соединили Москву с подмосковными Лобней, Долгопрудным, Одинцово, Красногорском, Нахабино и Подольском. Городами, откуда каждое утро в Москву на работу едут люди, а вечером возвращаются обратно. Когда диаметры запустили, многие с удовольствием пересели со своих машин и автобусов на поезда, потому что как раз эти направления одни из самых насыщенных по трафику, а особенно в часы пик.
По МЦД ходят поезда «Иволга», «Ласточка», электропоезд ЭП2Д и «Аэроэкспресс». Все поезда современные, их средний возраст не превышает трех лет. «Аэроэкспресс» ездит по МЦД-1 от Одинцово до Окружной как поезд диаметра по тому же тарифу. Если нужно ехать до аэропорта Шереметьево, надо купить уже другой билет.
Без машины быстрее
Близкие друзья — молодая пара, купившая небольшую квартиру в новом жилом комплексе в микрорайоне Красногорска Опалихе, — часто зовут нас в гости. Раньше мы ездили на машине, только дорога была утомительной из-за постоянных пробок. Даже если до Красногорска в выходной было свободное движение, в самом городе обязательно приходилось стоять на одной из развилок. Мы даже пару раз отказывались от поездки, потому что не хотелось полдня провести в дороге. Точно так же и наши друзья все реже выбирались к нам. Хоть и работали оба в Москве, не задерживаясь, уезжали к себе, чтобы не встать в пробках. Второй диаметр выручает их и еще тысячи жителей Опалихи.
«Мои сохраненные нервы, деньги и время» — так подруга называет свой новый маршрут в Москву и обратно, который начинается теперь со станции Опалиха, идет через пересадочный узел на станции Щукинская с переходом на одноименную станцию метро и заканчивается на «Китай-городе». Они с мужем уже подумывают продать машину, потому что большей частью она стоит под окнами их дома. Гораздо удобнее в Москву ездить на диаметре. Тем более что станция совсем близко от дома.
Больше всего подруга радуется сохраненным нервным клеткам, а сэкономленные время и деньги идут отдельным приятным бонусом. Когда она в очередной раз позвала к себе в гости, отказаться было невозможно. Тем более что уж очень приятным был повод — рождение первенца.
Личный опыт
Согласно данным приложения «Метро Москвы», маршрут «Тульская» — Опалиха должен был занять полтора часа с учетом времени, потраченного на дорогу пешком до метро и одним переходом на «Дмитровской». Выходя из дома, я посмотрела на часы, чтобы понять, уложусь ли я в этот период.
Поездка до «Дмитровской» заняла, как и показывало приложение, 20 минут и была самой обычной поездкой на метро, описывать ее нет смысла. А вот остальное было впервые. Надо выйти из подземки и немного пройти по улице, чтобы потом попасть на станцию МЦД.
На «Дмитровской» одна из самых коротких пересадок. На выходе не заблудишься, он там всего один, ближе к первому вагону, идущему из центра. Приложение пишет, что дорога займет полторы минуты.
Так и вышло. Есть указатели, по ним удобно двигаться, поэтому я не потратила время на поиск станции. Ждать поезд недолго, максимум 5–7 минут в часы пик. Но мне повезло, поезд пришел еще быстрее.
Кстати, вход на станцию — по карте «Тройка». Прикладываешь к валидатору, с нее списывается только часть денег за проезд. Итоговая сумма будет зависеть от пункта прибытия.
Если поездка в пределах зоны «Центральная» — на первом диаметре от станции Марк до станции Сетунь, а на втором диаметре от Волоколамской до Остафьево — то одна поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» будет стоить 42 рубля. Столько же стоит поездка в метро и на МЦК. Пересадка с диаметров на метро и МЦК при этом бесплатная.
Мой маршрут вышел за границы «Центральной». Но остался в пределах следующей зоны — «Пригород». А там цена другая — 50 рублей. Поэтому на выходе с моей карты, которой я уже оплатила поездку в метро, списали еще 8 рублей.
Только надо не забывать обязательно прикладывать карту к валидатору на входе и выходе.
К слову, благодаря единой билетной системе, выгодным тарифам и бесплатной пересадке на метро и МЦК со дня запуска диаметров пассажиры сэкономили более 6 млрд рублей.
Эксперты подсчитали, что жители Москвы экономят на проезде до 50%, а жители Московской области — до 75%. Еще одна удобная функция: с этого года на МЦД стала доступна возможность оплаты проезда банковскими картами, а также смартфонами и часами через соответствующее приложение.
«Иволга»
С запуском МЦД в Московском регионе появилась новая модель электропоезда — «Иволга». Современную и комфортную «Иволгу 2.0» создавали специально для диаметров.
Мне всю дорогу везло: поезд пришел быстро, и это была «Иволга 2.0».
Приближающегося к платформе состава почти не слышно. Он едет мягко и тихо. Футуристический и изящный дизайн головного вагона внушает доверие, и это первое впечатление не обманывает. Комфортная поездка начинается с дверей. Они расширены до 140 см. Так значительно больше пространства для выходящих и входящих пассажиров. Сам поезд внутри выглядит единым пространством за счет того, что нет тамбуров, но есть сквозной проход. Поручни установлены так, что не режут глаз, на них не натыкаешься, при этом удобны и всегда под рукой.
Мягкие сиденья расположены по два в двух рядах, между ними много расстояния, где спокойно разойдутся два человека, можно даже прокатить коляску. Есть мягкие панели, на которые можно облокачиваться при поездке стоя. Над сиденьями — места для сумок и некрупного багажа. Меня подкупили специальные подставки для стаканов у окошек. Удобно ставить кофе, если вдруг взял с собой в дорогу. Благодаря плавному тихому ходу можно не переживать, что стакан упадет, а кофе разольется. Поезд на самом деле движется спокойно. За всю поездку не было ни одного случая резкого торможения или какого-то ощутимого рывка.
Из дополнительных опций, которыми я не воспользовалась, но которые приятно удивили, — места для колясок, крепления для велосипедов в головном вагоне, USB-розетки в каждом кресле и у дверей. В головном вагоне есть туалет. Я туда заглянула. Чистый, просторный. Им могут пользоваться и люди с ограниченными возможностями — маломобильные пассажиры за счет того, что рядом установлены разноуровневые поручни. Еще есть откидной пеленальный столик, на котором можно поменять подгузник малышу.
Интересные световые решения поезда. Очень широкие окна и почти полное остекление дверей дают много естественного света. Искусственное автоматически регулируется в зависимости от времени суток.
До Опалихи надо было ехать 11 остановок. По данным приложения — 37 минут в дороге. Ровно через указанное время я была на месте. Только показалось, что времени прошло гораздо меньше. Так как поездка пришлась не на часы пик, а пассажиров было немного, я воспользовалась возможностью и часть времени потратила на обзор вагона. Потом села в удобное кресло и просто смотрела в окно, в тишине допивая свой кофе.
Дальнейшее развитие МЦД
Сейчас общая протяженность действующих диаметров составляет 132 км, на которых расположено 60 станций. С 21 из них можно сделать пересадку на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Как заявил в октябре мэр Москвы Сергей Собянин, «сегодня МЦД самые востребованные линии, по которым ежедневно передвигаются более полумиллиона человек».
«Линии наземного метро создали совершенно другие возможности для миллионов людей и Московской агломерации в целом. Общий рост пассажиропотока, увеличение числа коротких поездок внутри города, сокращение расходов на дорогу, разгрузка автомобильных дорог и метро, мощный импульс для развития некогда забытых и непривлекательных территорий позволяют нам говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении. И мы продолжим развивать существующие диаметры и приближать запуск следующих», — сказал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
В проекте развития МЦД до 2025 года запустить еще три диаметра — «Ленинградско-Казанский», «Киевско-Горьковский» и «Ярославско-Павелецкий». Всего на пяти диаметрах будет 182 станции и 375 км пути.
Фото: предоставлено пресс-службой дептранса Москвы