Сергей Шпаковский

Один день в районе Дегунино

6 мин. на чтение

Формально на карте метрополитена Дегунино существует уже с 2019 года. Но если по-честному, то до сих пор, если сказать кому-нибудь в разговоре, что живешь в районе Дегунино, непременно услышишь в ответ: «Где?» И для этого вопроса есть слишком много причин.

Удивительная все-таки формулировка «в районе… ». Абсолютно непонятно, что под ней подразумевает собеседник. Может, он говорит про территории близ какого-то известного района или, как это часто бывает в Москве, окрестности какой-нибудь станции метро. Можно, например, жить в районе «Беговой», а можно в Беговом районе, но настолько далеко от одноименной станции, что скорее в районе «Савеловской». С Дегунино все еще сложнее.

Восток без границы с Западом

Начать хотя бы с того, что в Москве два Дегунино — Западное и Восточное. Случай это, понятное дело, нередкий, ведь множество районов делятся на две части: восточную и западную, северную и южную, нижнюю и верхнюю. Обычно в таком разделении даже есть логика. Но только не в случае с Дегунино. Здесь логики нет.

Западное и Восточное Дегунино вообще никак не соединены. То есть у них даже нет общей границы. Зато между ними на карте нарисованы целых два района — Дмитровский и Бескудниковский. Конечно, в некоторых частях обоих Дегунино они находятся максимально близко друг к другу, буквально рукой подать. Ну а там, где расстояние между ними, наоборот, увеличивается, все равно пройти можно. Порой не очень удобно, но можно.

Ехать в Ховрино, чтобы попасть в Дегунино

Если сегодня взглянуть на карту метро, то станция «Дегунино» найдется без проблем. Она расположена на МЦД-1, в северной части Москвы. Однако тут есть один нюанс. Это, конечно, Дегунино, но не то. Носящая это гордое имя платформа находится в черте района Восточное Дегунино, причем на самой границе с размашистыми промзонами района Отрадное. Ну а если взглянуть на все это с исторической точки зрения, то до настоящего Дегунино здесь топать и топать, ибо историческое Дегунино — Западное.

Именно на этой территории некогда находилась одноименная деревня. Первое упоминание о ней относится к 1328 году — тогда Иван Калита во второй своей духовной грамоте распорядился отдать село Дейгуниньское великой княгине Ульяне. Правда, не прошло и 20 лет, как сын Калиты Симеон Гордый завещал село жене своей Марии. Да только к концу столетия уже Дмитрий Донской решил отдать Дегунино сыну Андрею. Вот тут-то чехарда с собственниками закончилась. В память о Дмитрии Донском овдовевшая супруга его княгиня Евдокия построила в Кремле церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях, а сын их Андрей отдал село Дегунино со всеми угодьями да крестьянами причту. И на 400 лет стала православная церковь единоличной хозяйкой этих мест. Увы, во времена Смуты село было разорено, но потом кое-как восстановилось. Как только патриарх временно освободил здешнюю церковь от дани, дела тут же пошли в гору.

Здесь начинается вторая волна регулярных смен хозяев. Из патронажа Рождественского собора Дегунино переходит в руки Алексеевского девичьего монастыря. Еще немного, и село отправляется в ведение Коллегии экономии, а затем Окружному управлению государственных имуществ. И если раньше здесь век за веком строились и разрушались храмы, то теперь здесь лежала Петербурго-Московская, она же Николаевская, она же Октябрьская железная дорога. Вот как раз по ней и едет поезд недавно запущенного Ленинградско-Казанского диаметра, то есть МЦД-3. И прибывает на платформу «Ховрино», находящуюся на северо-западном углу Западного Дегунино.

Границы Западного Дегунино — впрочем, как и его восточного брата — настолько велики, что страшно представить. Дальней своей частью район даже малость выходит за границы МКАД, захватывая угол Кольцевой дороги и СВХ. Оттуда, закрытый с одной стороны путями Октябрьской железки, а с другой — Коровинским и частично Дмитровским шоссе, район тянется до полотна Московской кольцевой железной дороги, то есть МЦК, где находятся станции «Окружная» и «Лихоборы». Это довольно прилично. Но вернемся на платформу «Ховрино».

Вы выходите из поезда, проходите через турникеты, идете по небольшому ярко освещенному мосту над другими железнодорожными путями и, наконец, оказываетесь в Западном Дегунино, а если быть еще более точным, то в микрорайоне Бусиново, с ударением на У. Село под таким названием было известно с XVI века, но ничего общего с прошлым уже давно не имеет. Да и бог бы с ним. Бусиново — это только начало. За крохотным микрорайоном, больше похожим на квартал, и прячется все самое интересное. За диковатой зеленой зоной, частично заполненной алкашами и подростками сомнительного поведения, стоит милейшая церковь Сергия Радонежского, а прямо после нее разворачивается огромная промзона вместе со свойственным ей гнетущим пейзажем. И вот вы идете по Ижорской улице. Справа — сравнительно новые и относительно старые дома спальных районов, а слева — трубы ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28 и здания мясных и рыбных комбинатов. В целом вот эта индустриальная картинка и становится визитной карточкой Западного Дегунино. «Самый обычный спальник, — говорит местный житель Никита, переехавший в эти края четыре года назад. — Школа, продуктовый, несколько парков. Вся остальная жизнь — в центре».

И вот вы сворачиваете с бесконечной Ижорской улицы на Коровинское шоссе, идете в сторону центра по абсолютно каноническому спальному району с вечным коктейлем из старых блочных девятиэтажек и новостроек, среди тех самых продуктовых и школ, а где-то по левой стороне стоит один из упомянутых Никитой парков с нежным названием «Ангарские пруды». Только вот тут какое дело. Левая сторона Коровинки формально относится к другому району — Дмитровскому, никакого отношения к одноименной станции метро не имеющему. Ну а если пройти через весь этот не самый большой парк, то непременно выйдешь на улицу 800-летия Москвы. А она уже находится в Бескудниковском районе. И оба они — Бескудниково и Дмитровский — спрятаны между Западным и Восточным Дегунино.

Как так получилось — загадка районизации, нейминга и железнодорожного транспорта. Так или иначе, перекопанная в настоящий момент улица 800-летия Москвы (или просто «восьмисот лет», а то и вовсе «восьми сотен») идет себе мимо глазной больницы Федорова, мимо новой станции метро «Яхромская», мимо Дмитровского шоссе, мимо церкви Ксении Петербуржской и упирается в железнодорожные пути близ платформы «Бескудниково». И здесь тоже кроется небольшая загадка — ведь Бескудниково находится в Восточном Дегунино.

Восточное Дегунино получило свое название просто так. Никакого отношения к историческому Дегунино этот район не имеет. Тут, как ни странно, всегда было Бескудниково — небольшой пристанционный поселок. Однако именно здесь в 1973-м построили платформу Дегунино, так что в современном мире это стопроцентно Дегунино. Просто Восточное. Главное — не спутать. Западное — это Коровинское шоссе. Восточное — это Дубнинская улица. Тут главное не спутать с Дубининской, которая у Павелецкого вокзала.


«Постоянно путают, — говорит живущая тут с 1990-х годов Инна. — У Дубнинской еще и ударение плавает. То на У, то на И. Таксисты, кто из стариков, даже с навигатором иногда не туда едут».

И вот, значит, вы сворачиваете на эту самую Дубнинскую улицу, идущую почти через все Восточное Дегунино. С какой стороны на этот район ни посмотри, всюду увидишь одну и ту же картину. Дома, дома, дома, дома, строения неизвестного технического назначения, дома, церковь, дома. И так от самого Лианозово — и рынка, и проезда, и парка — до станции метро «Окружная».

«Здесь хорошо, — продолжает Инна. — Тихо, спокойно. До СВХ и “Селигерской” было еще тише. Да, дворы с алкашами. Но они же и на Арбате есть».

Конечно, здесь, наверное, хорошо жить. С точки зрения инфраструктуры спальников самое то. И даже однообразие серых домов и серого неба, по словам местных, компенсируется красотой размаха всей этой серости, масштабом будничности. Но вот в обе стороны от Дубнинской уходит Дегунинский проезд, а если повернуть налево и пройти два квартала, уже покажется и станция «Дегунино». Ну то есть как станция. Две бетонные платформы на одном уровне с землей, да еще и стоящие посреди своего рода парка, окружающего пути Савеловского направления МЖД или 1-го Московского центрального диаметра. Вот уже подъезжает поезд, идущий в сторону Савеловского вокзала, а далее следующий в далекое-далекое Одинцово. В общем, увозящий пассажиров куда-то вдаль от «Яхромской» и «Селигерской», Бусиновского кладбища, детского травмпункта при 86-й поликлинике (куда свозят, кажется, всех детей САО), хладокомбината №15, парка «Вагоноремонт» и других радостей жизни в районе двух Дегунино.

Фото: Дима Жаров

Подписаться: