search Поиск
Сергей Шпаковский

Один день во Внуково

5 мин. на чтение

О том, что в Москве есть аэропорт Внуково, знают все. Некоторые даже подозревают, что в городе существует одноименный район. Кто-то полагает, что никакой это вовсе не район, а деревня в Московской области. Есть и те, кто считает, что и деревни никакой нет. Ну, может, была когда-то, а теперь нет. И каждый из них по-своему прав. Да и какая разница? Главное — аэропорт.

Чтобы провести один день во Внуково, нужно до него как-то добраться. До недавних пор приехать туда можно было либо на «Аэроэкспрессе», либо на автобусах от ближайших станций метро, либо на такси. Но 6 сентября во Внуково открылось метро — настоящая станция метрополитена с выходом прямо в терминал А. И в тот же день сотни москвичей поехали смотреть на блестящую новинку — первое в России метро в аэропорту. И поняли, что это все-таки часть Москвы. Ведь именно наличие подземки делает район московским. Даже если это не так.

Район деревенского масштаба

Территории вокруг всякого московского аэровокзала многими горожанами традиционно считаются этакими зонами отчуждения. Может показаться, что там вообще нет ничего, кроме здания аэропорта, нескольких гостиниц и бесконечного леса. Бывает сложно представить, что буквально в 10 минутах ходьбы от терминала стоят обычные жилые дома, школы, больницы и т. д. Теперь еще и метро.

Выходов из метро всего три. Один из них ведет прямо в аэропорт, второй — к платформам «Аэроэкспресса», а третий — в город.

Район Внуково стал частью Москвы еще в 1950 году, но тут не все так просто. Формально Внуково состоит из двух частей, разделенных между собой огромным Марушкинским поселением и, собственно, аэропортом Внуково. Если посмотреть на карту, то получится, что в Москве существуют район Внуково и деревня Толстопальцево, входящая в состав района. Кроме того, по соседству с ними разлеглось поселение Внуковское, никоим боком не входящее в состав района, но сохраняющее схожее название. В общем, с административным делением все довольно сложно. К 2011 году чиновники вроде разобрались. Так, Внуковское с чертовой дюжиной поселков, в том числе деревней Внуково, внутри себя стало частью Москвы и легло под крыло Новомосковского административного округа. А вот район Внуково вместе с поселком Толстопальцево, уже входящие в состав города, объединились и стали частью ЗАО.

К слову, 6 сентября во Внуковском поселении тоже открылось метро — станция «Пыхтино» нарисовалась прямо в одноименной деревне. В общем, теперь это точно Москва. Даже если деревня. Даже если несколько деревень.

Внуковы земли

Так или иначе, про какое бы Внуково мы ни говорили, все равно история этих краев вроде как начинается в XVI веке. Но и тут все довольно размыто. Что касается названия деревни, то оно якобы связано с потомком князей Смоленских и Рюриковичей в бог знает каком колене, воеводой Василия III Семеном Нетшиным. У этого самого Семена было прозвище Внук, которое и дало имя не только деревне Внуково, но и целому дворянскому роду с воеводами, сотниками, дьяками и другими ребятами разного уровня серьезности. Правда, к XVIII веку род Внуковых истончился и к середине столетия угас.

Вторая теория о происхождении топонима ведет в другую сторону. Жил в XIX веке в Москве предприниматель Алексей Иванович Абрикосов, основатель фамильного фабричного товарищества, которое дошло до наших дней в лице кондитерского концерна «Бабаевский». Был этот Абрикосов человеком серьезным — Поставщиком Двора Его Императорского Величества, председателем Учетного банка и действительным статским советником. В какой-то момент Алексей Иванович приобрел себе усадьбу Изварино в одноименной деревне и подарил ее внукам — и все вокруг тут же стало Внуковым.

Деревни появлялись и исчезали, на их местах возникали пустыри, а затем вновь строились новые деревни, дачи и поселки. В том числе поселок для летчиков и работников аэропорта Внуково.

Полетели

Уже в середине 1930-х годов стало понятно, что Центральный аэропорт на Ходынке и только-только открывшийся подмосковный аэропорт Быково не справляются с пассажиропотоком. По такому поводу в 1937 году руками узников Ликовлага началось строительство нового аэродрома Внуково, и уже в 1941-м первая часть сооружений была сдана в эксплуатацию. Чуть позже к ним присоединилось здание аэровокзала с пассажирским терминалом, которое дотянуло аж до нулевых.

Сегодня это уже совсем другой аэропорт — в 2000-м введен свежий пассажирский терминал, в 2001-м образовано ОАО «Международный аэропорт Внуково», в 2004-м открыт новый международный терминал, затем почтово-грузовой комплекс, перестроен президентский спецтерминал «Внуково-2» и т. д. Наконец, в 2010-м построен основной терминал А, который и стоит на месте исторического здания. В общем, тут постоянно идет строительство, реконструкция, внедрение и увеличение. Впрочем, это не мешает считать Внуково старейшим аэропортом Москвы. Более того, единственным официально находящимся в черте города. А теперь еще и первым интегрированным в систему московского метро.

Что там делать?

Если человек едет во Внуково, то тому есть четыре базовые причины — он либо куда-то летит, либо кого-то встречает, либо работает в аэропорту, либо живет в одноименных окрестностях. Утром 6 сентября на станции метро «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино» приехала первая часть городской делегации — сначала мэр Собянин вместе с чиновниками, журналистами, метростроевцами и другими сочувствующими. К вечеру того же дня уже после работы на новых станциях метро не зачекинился только ленивый. Главным вопросом оставался только один: что делать в самом Внуково?

Увы, с достопримечательностями здесь негусто. Да, конечно, есть усадьба Изварино — она же дом Абрикосовых. Разрушенная в советское время, она уцелела лишь фрагментарно, а сохранившиеся части были несколько видоизменены. Можно взглянуть на отреставрированный в конце XX века пятиглавый храм Ильи Пророка. Ну и, пожалуй, все. Дача режиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой давно перестроена в модернистский дом, принадлежащий адвокату Александру Добровинскому, так что смотреть на нее с исторической точки зрения такое себе удовольствие.

Большую часть района занимает аэропорт, который вместе с Марушкинским поселением разделяет Внуково на две не связанные между собой части. Одну из них вообще сложно считать городским районом — это тот самый поселок Толстопальцево, который полностью состоит из коттеджной застройки. Зато вторая часть Внуково куда больше походит на обычный московский спальный район.

Как только вы выходите из новой станции метро и оставляете за спиной терминал А, сразу попадаете на 1-ю Рейсовую улицу, идущую вдоль аллеи Славы и Центрального парка, выполненных в духе эпохи Собянина. Стоит пройти чуть дальше, миновав зеленую зону, как картинка становится более винтажной — дома здесь по большей части имеют три-четыре этажа и построены в 1940–1960-е годы, хотя встречаются и набившие оскомину блочные девятиэтажки конца 1960-х, и 17-этажные гиганты. Стоит пройти еще дальше или свернуть налево-направо, и вы увидите то же самое, до тех пор пока не дойдете до частного сектора с одноэтажными и двухэтажными кирпичными или деревянными домишками.

Если же идти еще дальше, то идти долго. Даже до знаменитого внуковского аутлета и то долго, больше 40 минут через парки и речку. До любой соседней станции метро, кроме «Пыхтино», будь то по Солнцевской или Сокольнической линии, идти около часа и чаще всего через лес. Но это уже и не Внуково, а какая-нибудь деревня или лесопарк типа Боровского, Ульяновского и Филатова луга. А до другой части Внуково вообще просто так не дойти, только огородами — по Центральной до Боровского шоссе, через парк «Изварино» и т. д. Так что пятая причина приехать во Внуково пока не появилась.

Фото: Дима Жаров

Подписаться: