, 4 мин. на чтение

Центр застроят высотными домами и о чем еще говорили два дня на Moscow Urban Forum

, 4 мин. на чтение
Центр застроят высотными домами и о чем еще говорили два дня на Moscow Urban Forum

В «Зарядье» работает Moscow Urban Forum — главное мероприятие года в области градоустроения; иными словами, именно здесь обсуждаются проблемы и представляются проекты, которые будут определять направление перемен в городе, в том числе и административных.

Еще больше людей в центре

Среди наиболее резонансных — дискуссия, посвященная строительству в центре Москвы. Известно, что одним из первых решений Собянина на посту мэра был мораторий на снос зданий в центре города и высотный регламент для исторических зон, например для Замоскворечья. Но теперь другие времена, и об этом единодушно говорят практически все эксперты, принявшие участие в обсуждении. Так, архитектор Илья Заливухин сообщил, что население центра должно увеличиться в четыре раза — сейчас в нем проживают всего 500 тыс. человек, а могут — 2 млн. Каким образом? Ответ дает Сергей Скуратов, автор множества зданий в Москве. «Центр очень рыхлый, его можно и нужно застраивать и дальше», — цитирует его журналист Павел Пряников, работающий на форуме. Скуратов призывает не стесняться делать новые «высотные доминанты в центре Москвы» (одну такую доминанту Скуратову в свое время даже подрезали — у дома «Режиссер» напротив «Мосфильма» еще при Лужкове убрали несколько этажей за нарушение высотного регламента). Жителям этих новых домов, кстати, не стоит раскатывать губу по поводу собственного парковочного места — директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин полагает, что «центр Москвы не рассчитан на владение автомобилем. Новая застройка должна быть без права жильцов на машину».

В общем, жить будем плотнее. Причем не только в центре. Проект строительства жилья по берегам реки представил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Перед этим, правда, придется их благоустроить (всего около 150 км набережных). Прежде всего выгнать промзоны, занимающие сейчас обширные участки прибрежных территорий на северо-западе Москвы и ниже по течению, на юге.

С водой все в порядке

Кстати, вы, может быть, и не знали, но с водой в Москве-реке все в порядке. Ее качество соответствует культурно-бытовым нормативам и продолжает улучшаться, рассказал глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. По его словам, нефтепродуктов, металлов и взвешенных веществ стало меньше. Во многом благодаря реконструкции Курьяновских очистных сооружений, которые занимаются переработкой канализационных стоков со всей Москвы. При этом, заметим, купаться в Москве разрешено всего в шести местах, из них на Москве-реке — в двух, и оба находятся выше города по течению.

На электричке, на вертолете и чуть помедленнее

В метро уже начали делать объявления: «Здесь будет пересадка на первый диаметр». Имеется в виду МЦД — еще один любимый проект московского правительства. Как сообщил Сергей Собянин, на пять сквозных железнодорожных веток будет потрачено в общей сумме 600 млрд рублей — сумасшедшие деньги для проекта, который должен разгрузить московский транспорт и перемещение из одних пригородов в другие.

Финансируют проект федеральный и московский бюджеты, а также РЖД. Поезда будут ходить через каждые 15 минут, затем этот промежуток сократится до 5 минут. Первый сквозной маршрут Одинцово—Лобня откроется до конца нынешнего года, следующий — Нахабино—Подольск — через год. Потом запустят Зеленоград—Раменское, Железнодорожный—Апрелевка и Пушкино—Домодедово.

Ну а тем, кто не хочет ездить по земле, можно будет перемещаться по воздуху — представители компании «Вертолеты России» рассказали, что к 2025 году в Москве может появится аэротакси, которое будет использовать пятиместные суда. Полет из центра к МКАД должен занимать около 15 минут и будет стоить около 3 тыс. рублей, в Новую Москву — дольше и дороже. Кстати, раньше о планах по введению в Москве услуги аэротакси заявлял «Яндекс», однако их проект подразумевает использование вертолетов Robinson и более высокую стоимость.

Кстати, «Яндекс» тоже выходит в город. По словам управляющего директора компании Тиграна Худавердяна, они обсуждают с городскими властями новую разметку на дорогах для сложных участков: около школ, больниц и в местах частых ДТП. По его мнению, одних предупреждающих знаков недостаточно. «Мы начали контролировать скорость водителей “Яндекс.Такси”, — рассказал он. — Злостных нарушителей мы просто заблокировали, примерно 1,5% надолго лишены доступа к платформе».

Жить и работать надо дома, а не в центре

Ну а пока архитекторы хотят застроить высотными домами центр, вице-мэр Марат Хуснуллин сформулировал для «Ведомостей» свое представление об идеальном городе. «Если добьемся того, что хотя бы 10% горожан будет иметь возможность жить, работать и отдыхать в одном месте, не используя транспорт, то в масштабах города совершим прорыв. В идеальном городе в пешей доступности работает 30% населения — это высшее градостроительное достижение во всем мире. Надо к нему стремиться».

Если коротко, то речь идет о децентрализации, то есть сокращении потока людей в центр и из центра, развитии периферийных, новых и отдаленных территорий. Когда офис вашей компании находится недалеко от вашего дома (или наоборот) и вам не приходится тратить полжизни на дорогу домой. С учетом нынешних размеров Москвы действительно вещь уже необходимая. Для этого, правда, в московских районах должны появляться не только парки и крафтовые бары (они теперь там есть), но и места культурного досуга (их там мало, если не считать районные ДК) и точки притяжения (а они есть не везде, если не считать таковыми промзоны).

Впрочем, собянинская Москва строиться собирается не сразу, хотя и быстро. «Сингапуру понадобилось 40 лет, чтобы стать тем чудом, известным во всем мире, — рассказал вице-мэр, — это при том, что город строился фактически с нуля, а Москве — 872-й год. Совершить такой прорыв в одночасье невозможно». В общем, как и было сказано другим вице-мэром Петром Бирюковым, «в каком-то смысле программа “Моя улица” не закончится никогда».