Какие фильмы 2018-го лучшие и почему
Уходящий 2018-й оказался годом интересных режиссерских дебютов известных актеров (Джона Красински и Брэдли Купера) и танцев («Экстаз», «Суспирия»), которые идеально соответствуют задаче искусства кино как движущихся картинок на экране. Также это год триумфа Хоакина Феникса, сыгравшего сразу в двух фильмах из этого списка. В список попали только картины, вышедшие в российский прокат с 1 января 2018 года (есть еще много хороших, которые не вышли, но о них отдельно).
«Тебя здесь никогда не было»
В год, когда столько внимания уделяют женщинам в кино, особенно важно помнить, что Линн Рэмси давно и успешно снимает фильмы, которые никак не назовешь женскими. «Тебя здесь никогда не было» вышел в наш прокат весной, почти через год после премьеры на Каннском фестивале, где Рэмси получила приз за сценарий, а Хоакин Феникс — актерский приз за исполнение роли измученного детскими травмами героя, который спасает несовершеннолетних девочек из сексуального рабства.
«Тихое место»
Актер Джон Красински снял со своей женой Эмили Блант самый неожиданный фильм весны. Оказалось, зрители давно скучали по кино, в котором почти нет слов, к тому же это оправдано сюжетом — Землю захватили пришельцы, реагирующие на звуки. «Тихое место» стало коммерческим хитом, так что Красински снимает продолжение.
«Дэдпул 2»
Многие считают главными кинокомиксами года «Черную пантеру» и «Мстителей: Война бесконечности», но в сравнении с развеселым похабником Дэдпулом только еще больше видны надоевшие клише и сковывающий развитие жанра сюжетный каркас, от которого экранные комиксы никак не могут избавиться. Второй «Дэдпул» предложил поиздеваться над условностями жанра еще жестче первого. Бонус: гениальная пробежка везучей Домино, уворачивающейся от пуль и летящих в ее сторону машин. В этот список «Дэдпул 2» попал бы только из-за этой сцены.
«Реинкарнация»
Фильмы ужасов теперь выходят чуть ли не каждую неделю, но такие, какой снял дебютант в полнометражном кино Ари Астер, — раз в десятилетия. «Реинкарнацию», фильм о семье, которую преследует сатанинская секта, ставят в один ряд с «Ребенком Розмари» Поланского. Давно никому такого комплимента не делали, и, главное, фильм его заслужил.
«Талли»
Команда «Бедной богатой девочки» во главе с режиссером Джейсоном Рейтманом вернулась, чтобы рассказать о том, о чем обычно не говорят в кино и в жизни: что материнство не всем женщинам может заменить тоску по молодости и свободе.
«Миссия невыполнима: Последствия»
Пожалуй, единственная голливудская франшиза, которая за 22 года существования только становится лучше, и доказательство тому — роскошные сцены драк в баре и в мужском туалете, автомобильная погоня по Парижу и еще одна, ближе к финалу, на вертолетах.
«Не волнуйся, он далеко не уйдет»
После десяти лет не самых удачных экспериментов один из лучших режиссеров последних трех десятилетий Гас Ван Сент вернулся с пронзительной историей об иллюстраторе Джоне Каллахане (снова Хоакин Феникс), который наконец научился быть счастливым после сделавшей его инвалидом аварии.
«Звезда родилась»
Нишу мелодрам давно и прочно заняли пошляки вроде Николаса Спаркса. Дебютант в кинорежиссуре и звезда Брэдли Купер вернул жанру уважение и сам сыграл на «Оскар».
«Черный клановец»
Спайк Ли не считает свой фильм о черном полицейском и его коллеге-еврее, которые внедрились в местное отделение Ку-клукс-клана, комедией. Но смеяться разрешил, и там есть над кем смеяться — над расистами, которые даже засыпают со словами «скоро мы покажем этим черножопым».
«Экстаз»
Пока гости этой бесконечной, устроенной Гаспаром Ноэ вечеринки танцуют, от них нельзя отвести глаз. Когда они начинают говорить, тут же начинается ненависть и метафора распада Европы.
«Мэнди»
Николас Кейдж берет в руки бензопилу. Для идеального фильма больше ничего и не нужно.
«Под Сильвер-Лэйк»
Режиссер Дэвид Роберт Митчелл снял сюжет о поисках Эндрю Гарфилдом пропавшей соседки как исследование кинопластов Лос-Анджелеса, посвящение «Китайскому кварталу» и одновременно «Окну во двор». Лучшее кино о кино, которое мы видели в этом году, точно.
«Магазинные воришки»
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского фестиваля. Снятая Хирокадзу Корээдой история разношерстной токийской семьи задает вопрос «А что такое все-таки настоящая семья?» и ставит под сомнение справедливость официальных законов.
«Вдовы»
Режиссер Стив Маккуин долго молчал после принесших ему «Оскар» «12 лет рабства». «Вдовы» «работают» и как остросюжетный триллер про ограбление сейфа, и как социальная драма, и как мелодрама о предательстве, и как феминистский манифест, в котором вместо белого голливудского героя солирует чернокожая и немолодая Виола Дэвис.
«Суспирия»
Многие ругают Луку Гуаданьино за то, что он покусился на святое — старый джиалло-шедевр Дарио Ардженто. Но режиссер сделал совсем другое кино, добавив в изначальную историю о ведьмах в танцевальной школе социальный и исторический контекст Германии 1970-х. Плюс Тильда Суинтон сразу в трех ролях.
«Фаворитка»
По трем последним фильмам видно, что 2018-й также оказался годом женских ансамблей. Один из лучших получился в новой драме Йоргоса Лантимоса, которого раньше нельзя было заподозрить в любви к британской истории, но, с другой стороны, греческий режиссер с некоторых пор живет в Лондоне.
«Фаворитка» выйдет в российский прокат только 31 января, но ее уже показали на фестивале «Новое британское кино» в ноябре, и вообще она достойна попасть во все списки лучшего чего угодно. Лантимос снял описанную Эженом Скрибом в «Стакане воды» историю распри герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс) с дальней бедной родственницей Эбигейл (Эмма Стоун) за благосклонность королевы Анны (Оливия Колман получила за эту роль приз Венецианского фестиваля) так, как до него еще не снимали костюмные фильмы. Все перечисленные актрисы уже номинированы на «Золотой глобус», и впереди «Оскар».