20 лучших фильмов 2024 года
Заканчивающийся год был богат не только на громкие провалы («Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, «Джокер: Безумие на двоих», «Хеллбой: Проклятие Горбуна», «Рейган»). В 2024-м вышли новые фильмы давно любимых режиссеров — Тима Бертона, Клинта Иствуда (который в 94 года бодрее многих 30-летних), Ридли Скотта, Ричарда Линклейтера, Алекса Гарленда, Джонатана Глейзера, Луки Гуаданьино и Жака Одиара. «Москвич Mag» оглядывается на год, когда 60-летние женщины отказывались стареть, кардиналы выбирали папу, а русские в очередной раз завоевывали Голливуд.
«Анора»
Важное достоинство снятого Шоном Бейкером победителя Каннского фестиваля этого года в том, что русских играют русские (в основном) из России, и делают они это очень хорошо, вплоть до мелких деталей, вплоть до тоста «Чтоб х.. стоял и деньги были». Наши актеры здесь так хороши, что после этого фильма хочется, чтобы они почаще снимались у американских режиссеров. Издание Entertainment Weekly включило Юрия Борисова (значащегося в титрах как Юра Борисов) в десятку претендентов на «Оскар» за лучшую роль второго плана.
«Битлджус Битлджус»
Любой режиссер, снимающий продолжение любимого целым поколением фильма, стоит перед выбором — сделай совсем оригинальное новое кино, и поклонники обвинят в том, что это не настоящий «Битлджус». Второй путь менее рискованный, зато более скучный — просто повтори то, за что зрители до сих пор любят первый фильм, что Тим Бертон и сделал, добавив несколько новых героев. Зато каких!
«Великая»
Кейт Уинслет настолько давно и ровно выдает одну выдающуюся работу за другой, а мы настолько к этому привыкли, что относимся к этому как к должному. Тем не менее даже она может удивить зрителей желанием не делать из своей живой героини безгрешную икону и играть ее со всеми слабостями и недостатками. Роль фотожурналистки Ли Миллер ничем не хуже Ханны Шмитц из «Чтеца», за которую Уинслет получила 15 лет назад свой пока единственный «Оскар». Актрисе такого масштаба уже пора вручить вторую высшую кинонаграду, и «Великая» — вполне достойный повод, особенно в год, когда мир переживает новый всплеск насилия и войн — кажется, документ из Бухенвальда и Дахау, оставленный нам Ли Миллер, ничему нас не научил.
«Еретик»
Лучшее, что есть в «Еретике» (помимо игры Хью Гранта, разумеется) — словесная пикировка представителей двух поколений и взглядов на мир с разным опытом. Две юные миссионерки приходят к отшельнику мистеру Риду рассказать о прелестях мормонской веры и вдруг оказываются на лекции о том, что религия — один и тот же пересказ древнего мифа о чудесном воскрешении, просто побеждает та религия, у которой лучше пиар. Перед нами битва веры против разума и свободы воли против предопределенного фатума. Фильм, лучшие моменты которого состоят из трех героев, чинно болтающих о религии, никак не может считаться неудачным.
«Дэдпул и Росомаха»
Дэдпул, дебютировавший в сольном фильме в 2016-м, а потом вернувшийся в сиквеле в 2018-м, всегда был самым веселым супергероем Marvel. Когда стало известно, что после провала очередных «Человека-муравья» и «Капитана Марвел» в прошлом году за проигрывающую битву за зрителей команду в 2024-м будет отдуваться один Дэдпул в компании с ожившим Росомахой, эту новость можно было только приветствовать. И, в общем, супергерои сделали все, что смогли.
«Зона интересов»
Как это часто бывает у хороших режиссеров, Джонатан Глейзер предпочитает больше оставлять за кадром, чем бить зрителей по голове сценами ужасов уничтожения евреев в Аушвице или лобовыми метафорами. Потрясенный будничностью происходящего на экране зритель сам начинает «работать», домысливая непоказанное.
«Идеальные дни»
Наверное, нет работы, больше располагающей к смирению, чем убирать общественные туалеты. В каком-то смысле режиссер Вим Вендерс использует профессию своего главного героя Хираямы (Кодзи Якусе получил за эту роль приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале) как метафору смирения перед красотой и простотой жизни в восточном понимании. Фильм подробно следит за рутинными действиями Хираямы: каждое утро он встает, покупает в автомате рядом с квартирой банку с холодным кофе Boss и едет на работу в фургоне, набитом инвентарем для уборки. Надраив и так чистые (японские ведь!) унитазы до блеска, Хираяма садится обедать бутербродом в одном и том же сквере и обязательно снимает на свой старый фотоаппарат крону одного и того же дерева, а вечером ужинает в лапшичной в переходе или заходит в забегаловку, где его давно знают и стараются угодить. Вечером он обязательно перед сном прочитывает несколько страниц «Диких пальм» Фолкнера, после чего ему снятся обрывистые черно-белые сны о том, что произошло накануне. На следующий день все повторяется, но Вендерс умеет сделать этот стянутый в петлю режим увлекательным — перед нами лишенная всего наносного красота и поэзия повседневности.
«Конклав»
Режиссер Эдвард Бергер показывает Ватикан как полностью изолированный от внешней современной жизни мир, в который реальность вторгается лишь насильно — в одной сцене волна от террористического взрыва даже пробивает дыру в стене зала голосования и накрывает кардиналов пылью. Местные коридоры, лестницы и даже спальни торжественны, но неуютны, как в старой пустой гостинице. Все здесь подчеркивает разрыв церкви с реальностью, живой и подвижной. Возможно, Ватикан и центр католического мира, но ему как будто нужно выйти в мир большой, а не пытаться диктовать условия веры в Бога из своего мрачного угла.
«Ловушка»
Только познакомившись с главным героем «Ловушки», пожарным (во всяком случае, он так представляется) Купером (Джош Хартнетт), мы всего минут через пятнадцать узнаем, что он и есть главный злодей. В сюжетном ходе, при котором главный герой оказывается преступником, нет ничего нового — Агата Кристи сделала убийцей рассказчика из своего «Убийства Роджера Экройда» почти сто лет назад. Тогда писательницу обвиняли в нарушении законов классического детектива. Сейчас Шьямалана никто обвинять не планирует, наоборот, режиссер, убирающий тиски жанра, может рассчитывать на заслуженные комплименты.
«Максин Икс»
Исполнительница заглавной роли Миа Гот — настоящая звезда. Когда ее Максин говорит: «Вы еще обо мне услышите», — нет ни одной причины ей не верить. Гот проходит через весь фильм уверенной походкой женщины, которая на пути к цели разорвет кого угодно. Если вы терпимо относитесь к зрелищу пронзенных каблуком мужских гениталий или раздавленного автопрессом человеческого тела, чьи жидкие останки потом слизали собаки, чтобы не оставлять улик, этот фильм для вас.
«Падение империи»
Режиссер Алекс Гарленд говорит, что снял своеобразное логическое продолжение ругани в социальных сетях. Из-за поляризации мнений в интернете, совершенно, кстати, бессмысленной, так как невозможно переубедить убежденного, страна разделена на две части, и решить эту проблему может только насилие. «Падение империи» совсем не смотрится как голливудский сайенс-фикшн — скорее как жесткий реалистичный фильм, действие которого происходит в очень скором будущем. Если это предсказание, то очень убедительное.
«Претенденты»
Несмотря на то что драма о любовном треугольнике с участием трех теннисистов Луки Гуаданьино очень целомудренный фильм, он же и очень сексуальный — весь состоящий из нервной грации Зендеи и кадров напряженных мышц игроков перед ударом.
«Присяжный №2»
Помимо того что 40-й фильм Клинта Иствуда показывает, как криво работает машина правосудия, он также задает вопрос: если хороший человек случайно совершил преступление, не лучше ли его простить, если никто от его наказания не выиграет?
«Птица»
Андреа Арнольд не снимала целых восемь лет — по любым меркам это много для любого режиссера. Тем ценнее выстраивать ее фильмы в один ряд высказываний о жизни бедняков, в которой изредка видны чудесные просветы. В ее новой картине жизнь одной простой девочки показана как беспросветный тупик, пока она не встретит Птицу.
«Рецепт любви»
«Рецепт любви», снятый работающим во Франции вьетнамским режиссером Чан Ань Хунгом, начинается с 40-минутной сцены готовки — повариха Эжени Шатань (Жюльетт Бинош) с помощью двух соседских девушек варит, жарит и тушит рыбу, говядину, раков, тефтели, а также гарниры и соусы к ним с профессионально отработанной, но мягкой точностью человека, знающего свое ремесло, что неудивительно: она уже больше двадцати лет готовит в этом доме под руководством судьи на пенсии месье Додена (Бенуа Мажимель). У Додена и Эжени спокойный зрелый роман, устраивающий обоих — что может быть лучше, чем после роскошного ужина навестить умелицу-кухарку в спальне? Эжени долго отказывается отвечать Додену на предложения стать его женой под предлогом, что не нужно портить браком идеальную жизнь. Доден вторит ей мудростью: «Брак — это ужин, который начинается с десерта», окончательно уравнивая две главные темы фильма — кулинарию и любовь.
«Субстанция»
Фильм Корали Фаржа, получивший приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, смачно бичует сексизм, эйджизм и остальные «-измы», от которых поколениями страдали женщины, но, к счастью, не показывает их святыми. Фаржа спрашивает, кто больше виноват — мужчины, эксплуатирующие женщин и выбрасывающие их на помойку после истечения срока фертильности, или сами женщины, которые, получив оплеуху, поднимаются и остервенело бегут назад под свет софитов. Фаржа одинаково неприятны все, и это и делает ее фильм хорошим. Очевидно, что под названием в оригинале «Substance» имелось в виду не только значение «вещество», но и «содержание».
«Ученик. Восхождение Трампа»
В 1980-х Дональд Трамп стал олицетворением Нью-Йорка с его рейганомикой, культом денег и Уолл-стрит, попыткой местных властей избавиться от долгов и сделать город «столицей мира». То, что Трамп, как будто застрявший в том десятилетии, так популярен сейчас, многое говорит об его электорате — консервативных бумерах, мечтающих вернуть Америку своей молодости.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»
В пятом фильме франшизы Джорджа Миллера, начавшейся почти полвека назад, фирменный мэдмаксовский стимпанк на месте и, как и раньше, отлично смотрится на фоне уходящей за горизонт равнодушной пустыни. Длинная, минут на пятнадцать, сцена нападения на фуру, когда Фуриоса всего за минуту делает молниеносную карьеру из подсобного рабочего до водителя и становится той самой Фуриосой из «Дороги ярости», сделана все с тем же симбиозом физических трюков и компьютерных спецэффектов. И хотя Миллер и его сценаристы подробно и качественно прописывают своих героев, фильм лучше всего смотрится, когда на экране начинается экшн и погоня — собственно, мы любим мир Безумного Макса именно за это.
«Эмилия Перес»
Фильм Жака Одиара начинается с того, что мексиканский адвокат Рита (Зои Салдана), уставшая защищать богатых убийц и подонков (мы с ней знакомимся, как раз когда она представляет клиента, убившего жену), получает предложение от грозного наркобарона Манитаса дель Монте (Карла София Гаскон). Предложение состоит в том, чтобы в обмен на сумму, которая позволит Рите провести всю жизнь, не думая о деньгах, она поможет Манитасу стать женщиной и физически (то есть найти хорошего хирурга), и официально, для общества (документы). Рита честно отрабатывает договоренности и исчезает из жизни Манитаса, но через четыре года крупная царственная сеньора с широкими плечами оказывается с ней за столом в ресторане и представляется Эмилией Перес.
«Я не киллер»
«Если Вселенная нестабильна, то и вы тоже», — говорит ближе к финалу своим студентам преподаватель психологии и философии Гари Джонсон (Глен Пауэлл). Он знает, о чем говорит — весь фильм, снятый Ричардом Линклейтером по статье в журнале Texas Monthly о настоящем сотруднике полиции, выдававшем себя за наемного убийцу под прикрытием, Гари лавирует между двумя личностями. Из этой случившейся в действительности истории получился просто совершенный фильм.