Netflix сдержал обещание и с Нового года выпускает по фильму собственного производства в неделю, создавая альтернативный традиционному и очень успешный, особенно в условиях пандемии, прокат.
На выходных вышли «Раскопки», отличающиеся от обычных развлекательных экшнов «Нетфликса» и идеально подходящие по настроению к растянувшемуся в этом году до конца апреля «оскаровскому» сезону.
«Раскопки», что называется, «престижный» фильм. Во-первых, он не менее британский, чем Джейн Остин, «Битлз» и Черчилль вместе взятые. Во-вторых, это историческое кино, действие которого происходит перед самым началом Второй мировой — над головами героев уже летают первые военные самолеты, а один, с мертвым летчиком, даже падает в ближайшую реку как предвестник будущих лишений. В-третьих, режиссер Саймон Стоун, снявший «Раскопки» по одноименному роману Джона Престона, хочет своим фильмом восстановить справедливость — имя главного героя Бэзила Брауна (Рэйф Файнс), добросовестного землекопа и археолога, обнаружившего в Саффолке уникальную находку — англосаксонский корабль VI века, было «опущено», когда все лавры присвоили команде Британского музея, присоединившейся к раскопкам, когда основная работа, в общем, была им уже проделана.
Браун принимается раскапывать курганы за два фунта в неделю по просьбе хозяйки этой земли, вдовы со слабым здоровьем Эдит Притти (Кэри Маллиган, сыгравшая недавно совсем другую героиню в «Девушке, подающей надежды», стала едва ли не самой интересной актрисой за последний год). Между работодательницей и работником возникает симпатия — иногда в начале фильма даже кажется, что нас ждет кино о романе двух битых жизнью людей. Но нет, как только Эдит созревает пригласить Бэзила на ужин, как тут же выясняется, что у него есть жена, а он не из мужчин, которые готовы на дешевые шашни. Наоборот, Браун из тех упертых профи, для кого хорошо сделанная работа важнее карьеры, формальных почестей и светской возни. Поэтому, наверное, к нему так тянет Роберта (Арчи Барнс), сына Эдит, который заражается от Брауна страстью к древним находкам и ищет в нем замену своему покойному отцу. В их отношениях есть что-то трогательно мальчишеское, и когда Браун, которому надоедает постоянное вмешательство официозных узурпаторов из Британского музея, бросает работу и уезжает, Роберт сбегает из дома, чтобы его вернуть.
Но «Раскопки» даже выигрывают от того, что главные герои в итоге не оказываются любовниками. Фильм не превращается в банальную романтическую драму, и можно спокойно любоваться игрой Маллиган и Файнса и отлично схваченным ощущением конца мирной довоенной жизни. Престон, написавший одноименный роман, ставший основой фильма, — племянник одной из героинь, Пегги (Лили Джеймс), то есть история «Раскопок» была передана по наследству, и это только подчеркивает поколенческие связи — ничто так не влияет на последующую жизнь ребенка, как встреченная в детстве правильная ролевая модель, у которой можно научиться чувству долга и любви к тому, чему ты посвятил свою жизнь.
Главный герой появившегося на Apple TV+ другого фильма «Палмер» не может похвастать цельностью Бэзила Брауна. Палмер (конечно, у героя Джастина Тимберлейка есть имя, но все называют его по фамилии) возвращается в родной городок после 12-летней отсидки за групповое ограбление со взломом. Когда-то он учился в университете и вполне мог стать респектабельным гражданином, если бы дурная компания и наркотики не изменили траекторию его жизни. Теперь он рад устроиться даже уборщиком в школу и вынужден жить у старенькой бабушки, во дворе которой вечно укуренная «белая шваль» Шелли (Джуно Темпл) живет в трейлере с сыном Сэмом (Райдер Аллен). Однажды Шелли надолго пропадает, и скучающий Палмер нехотя берет шефство над Сэмом, который пугает его любовью к мультикам про принцесс и полным равнодушием к солдатикам и видеоиграм. Ребенок явно растет с небинарной сексуальностью, что в маленьком городке может стать большой проблемой. Но Палмер, сам ощущающий себя аутсайдером, может понять другого аутсайдера, причем настолько, что даже попытается отнять Сэма у матери-наркоманки по суду.
Исторических фильмов вроде «Раскопок» и историй о перевоспитавшихся преступниках, расплачивающихся за когда-то совершенную глупость, вроде снято много. Но сейчас, когда спасением мира заняты героини Галь Гадот, Шарлиз Терон и Марго Робби, мужчинам самое время как будто начать себя перепридумывать заново, вернуться к истокам и задуматься о том, что же делает мужчину мужественным. В каком-то смысле мужчины на экране стали «новыми женщинами» — пока Диана Принс, Черная вдова и Харли Квинн ищут себя с помощью когда-то бывших исключительно мужскими атрибутами мечей и бит, мужчины занимаются воспитанием будущего поколения, и в этом есть что-то очень правильное.