«Русскому человеку кеторацион вкуснее» — основательница «Город-Сад» Дарья Лисиченко
С приходом пандемии многие переоценили свой образ жизни: кто-то стал правильнее питаться, а кто-то, наоборот, начал экономить и есть хуже или срывается на джанкфуд на нервной почве.
Недавно мы говорили о бургерах с основателем Burger Heroes Игорем Подстрешным, а теперь спросили о здоровом образе жизни и правильном питании у Дарьи Лисиченко, основательницы сети кулинарий и магазинов полезных продуктов «Город-Сад». Она рассказала «Москвич Mag» о пищевых привычках, публичном антиЗОЖе и том, как вообще пандемия отразилась на потреблении.
С питанием и трендом на здоровый образ жизни ничего радикально не поменялось, хотя пандемия и повлияла на способ потребления. Люди стали больше готовить дома и больше следить за тем, что они едят. И пользоваться доставкой, конечно, но все равно интерес явно повернулся в сторону домашнего питания. Поэтому можно сказать, что тенденция к здоровому питанию усилилась. Многие стали думать о том, как связаны иммунитет и образ жизни, питание, сон и другие привычки. И даже в доставке не заказывают сплошные пиццы и суши, как раньше, а выбирают более здоровые варианты. Ну и в целом обращают внимание на чистоту и правильность своего питания.
Но есть и вторая крайность — публичный антиЗОЖ. Когда люди нарочно подчеркивают, что могут себе позволить все что угодно. Как правило, за редким исключением — генетической одаренностью, которая позволяет много есть и не толстеть, — в основном это люди, которые за кулисами довольно жестко себя ограничивают в питании. И в связи со стрессом и пандемией часто возникает расстройство пищевого поведения: люди либо заедают стресс, либо, наоборот, пытаются с помощью еды как-то контролировать ситуацию — это целое огромное поле. И, к сожалению, мне кажется, что случаи расстройства пищевого поведения маскируются под публичную пищевую распущенность.
Что касается доходов, то, конечно, они упали. Люди чуть реже ходят в дорогие рестораны, но в целом это сильно не отражается на чистоте питания, потому что здоровое питание — это не употребление икры, трюфелей и шампанского, это чистое питание, которое состоит из понятных продуктов. Нет противоречия между дороговизной и ЗОЖем.
Что касается новых трендов, то в «Город-Сад» мы видим, что увеличился интерес к кеторациону (режим питания с низким содержанием углеводов и высоким процентом жиров. — «Москвич Mag»). Я могу его объяснить тем, что кеторацион в принципе хорошо влияет на самочувствие многих людей, особенно тех, кто раньше переедал углеводов, и тех, у кого есть проблемы, связанные с аутоиммунными или другими заболеваниями. Плюс интуитивно русскому человеку кето вкуснее. Потому что в этой диете много блюд, которые для нас традиционно жирные и вкусные, и их легко интегрировать в эту систему. Мы вместе с Василием Генераловым запустили кеторацион, который пользуется большой популярностью. Он главный врач по кето, переводит на это питание людей и рассказывает, как это сделать правильно. И кето дает хороший эффект в плане сжигания жировой прослойки. А если все правильно выстроено по калориям, то человек, не мучаясь и не голодая, получает хорошие результаты и по внешнему виду тоже.
Мое питание сильно не поменялось: я так же слежу за калоражем, сочетаю белки, жиры и углеводы в приложении Fat Secret, корректирую питание в зависимости от целей и активности. Стараюсь есть чисто и периодически голодаю, если нужно скорректировать какие-то моменты в поездках. В моем окружении нет людей, которые бы резко что-то поменяли в своем питании, разве что тоже стали интересоваться кето — это сейчас самый большой тренд.
Радует, что подростки — дети моих друзей и мои дети — чуть ли не внимательней относятся к своему питанию, чем взрослые. Они выросли в мире, в котором правильно питаться — это круто. Информации у них много, потому что они в интернете все прочитали, и для них это норма. Это тоже микротренд: дети являются для родителей провожатыми в мир здорового образа жизни. Сейчас среди детей моих друзей не модно есть фастфуд. Мой старший сын против алкоголя, естественно, не курит, его друзья тоже. Младшая дочь занимается тренировками и готовит полезную еду.
Раньше очень популярно было демонизировать какие-то группы продуктов (например, молочные продукты, хлебобулочные изделия). И раз в два месяца мы слышали: «О, навсегда-навсегда надо их забыть!», «Мясо — это страшная вещь, которая буквально нас убивает!» Сейчас подход к здоровому питанию несколько более сбалансированный. И основные принципы и правила питания универсальны для всех в мире — это баланс калорий, белков, жиров и углеводов, это чистое питание из проверенных продуктов без консервантов, красителей, загустителей, усилителей вкуса и т. д. Если у человека есть какие-то непереносимости или аллергии, то можно исключать какие-то группы продуктов, диеты, и это прекрасно работает для коррекции многих проблем со здоровьем.
Мы в «Город-Сад» стараемся давать лучшие альтернативы из всех возможных продуктов, которые подходят для любой системы питания. Веганство, вегетарианство и сыроедение — это тоже огромный тренд. Продуктов, подходящих для веганов, стало очень много. Например, бум растительного мяса. Но сейчас я вижу, что многие люди, которые не являются веганами, чередуют веганский бургер и животный продукт, то есть растительные продукты перестали быть прерогативой только строгих веганов. Или растительное молоко: его теперь пьют многие люди, у которых нет непереносимости лактозы, отказываясь от молока животного происхождения. Просто растительных продуктов стало много, они вкусные, и такая замена давно уже никого не удивляет — это полноценная альтернатива.
В целом в московском общепите много триггерных продуктов: для многих это выпечка, десерты с сахаром. Я считаю, что иногда их употреблять можно, если это вписывается в калораж, БЖУ. Если иногда позволять себе что-то, ничего страшного не произойдет. Но понятно, что употребление такой еды на постоянной основе способно повредить и фигуре, и здоровью. Я вижу, что общепит откровенно использует триггерные продукты для увеличения продаж. Мне как потребителю, разбирающемуся в маркетинге, это очевидно, немножко неприятно, но на то у нас и есть информация, чтобы самостоятельно делать правильный выбор.
Ситуация с пандемийными ограничениями сказалась на трафике, особенно в офисных районах Москвы, поэтому мы были вынуждены закрыть какие-то точки, просто потому что они в основном были связаны с офисными локациями. Сейчас мы активно развиваем онлайн. У нас появился сервис экспресс-доставки в радиусе трех километров от наших точек. По-прежнему есть интернет-магазин, доставка, мы развиваем ассортимент собственных продуктов, как производители зожных продуктов вышли в федеральные сети и намереваемся в этом направлении развиваться.