search Поиск
Алексей Сахнин

Чему нас научила забастовка сотрудников Wildberries

11 мин. на чтение

— Рома, давай ключи, — раздраженно говорит руководитель филиалов Wildberries в Реутове и Балашихе подчиненному, пытаясь отнять у него связку ключей. — Это не твое имущество. Твое только говно в жопе!

Роман Борзов стал одним из многих работников крупнейшего маркетплейса, принявших участие в забастовке, которая уже стала одним из самых громких событий в российской новостной повестке. На дверях сотен пунктов выдачи заказов в среду 15 марта появились объявления, что товары покупателям выдаваться не будут. Некоторые менеджеры вместо сухого объявления вкладывали в сообщения все свои эмоции: «Уважаемые, дорогие клиенты! Массовая забастовка по всей стране!» Точных цифр, сколько всего пунктов выдачи товаров не работало, ни у кого нет. Но, судя по сообщениям в СМИ и социальных сетях, речь идет о тысячах отделений.

Корпоративное руководство в центре и на местах реагировало по-разному. Официально компания вначале отрицала наличие трудового конфликта. «Информация о “забастовке” не соответствует действительности. Заказы можно получать без ограничений», — заявили РБК в пресс-службе компании. Однако нескольким сотням менеджеров заблокировали учетные записи, без которых сотрудники не могут выполнять свои рабочие обязанности. В тот же день на сайте Wildberries появилось объявление о 600 новых вакансиях. Но масштаб забастовки значительно больше, уверены ее участники. Многих из них уволить не успели. Зато сотрудники столкнулись с угрозами, а в некоторых случаях и с насилием. Например, начальница Романа в ходе конфликта успела не только несколько раз его оскорбить, но и вызвать полицию (она обвинила сотрудника в том, что он взял ее в заложники), зачем-то скорую помощь, а также нанести подчиненному удар железным предметом по голове.

Кому кризис, а кому мать родна

Сложные для российской экономики годы, начиная с введения антикоронавирусного карантина, для технологических платформ оказались очень успешными. Выручка Wildberries росла завидными темпами: +68% в 2019 году, +45% в 2020-м, +32,5% в 2021-м. Чистая прибыль компании в 2021-м увеличилась в 6,7 раза, до 14 млрд рублей. В 2022-м успехи продолжались. Оборот маркетплейса вырос за год на 98%.

Сначала бурному росту способствовали карантины, которые резко увеличили объемы онлайн-торговли. Но даже события бурного 2022-го оказались компании на руку. Санкции и уход из страны крупных брендов оживили параллельный импорт, важнейшими проводниками которого стали именно маркетплейсы. Они служат площадками для тысяч продавцов, которые ввозят из-за границы небольшие партии брендовых товаров и продают их в интернете. Однако вместе с расширением рыночной ниши игроки e-commerce столкнулись и с новыми проблемами. В страну через них хлынул поток контрафакта. Компании по-разному реагировали на этот вызов.

Сервис «Авито», например, ввел систему проверки подлинности товара по фотографиям. С 1 марта 2023 года маркетплейсы уже несут ответственность за свои товары, в обязательном порядке передавая сведения о продукции в систему «Честный знак». В Wildberries к этому моменту готовились по-своему.

«Начиная с 2022 года компания “Вайлдберриз” серьезно, еженедельно ухудшает условия для сотрудников», — пишет участница чата «MegaБунт», через который координируются недовольные условиями труда работники компании.

— Летом у нас ввели систему коллективной ответственности: 20% штраф за брак и 100% за утерю товара стали разверстывать на всех сотрудников ПВЗ, — рассказывает сотрудница одного из пунктов выдачи заказов компании Нина (имя изменено по просьбе героини). — Хотя брак в огромном количестве приходит к нам со склада и мы к нему не имеем никакого отношения…  Но руководство нам объяснило, что в браке виноваты мы…  Хотя у нас установлены камеры и мы можем легко доказать, повреждали мы товар или нет, в каком виде он к нам приходит. Потом ситуация ухудшилась: стали брать штрафы за недовезенные коробки. А они могут быть очень дорогими. Я лично видела штраф 200 тыс. рублей.

В чате «MegaБунт», созданном недовольными сотрудниками, выложены скрины учетных записей со штрафами даже в полмиллиона рублей. Складских работников тоже стали подвергать штрафам, особенно в последнее время, рассказал сотрудник подмосковного склада.

— Вот iPhone потерялся, — приводит он пример, — и в зависимости от расценок 100 тыс. рублей штрафа прилетает на цепочку «кладовщик — сортировщик — сборщик посылок». Есть такое подозрение, что Wildberries даже наваривается на этих штрафах: они их могут наложить несколько раз — на складе и в пункте выдачи заказов. Хотя доказать я это не могу.

Помимо штрафов — на официальном языке их называют удержаниями, поскольку штрафы в российском ТК запрещены — на работников возложили еще ряд повинностей и дополнительных обязанностей. В пунктах выдачи ввели правило, согласно которому менеджер обязан сам покупать упаковочные материалы и пакеты. Многие сотрудники жалуются, что им перестали возмещать на них затраты. Часто на менеджере отделения лежат и другие расходы: канцелярские предметы, бытовая химия для уборки помещения и даже мелкий ремонт. Наконец, во многих случаях — трудно оценить в процентах, потому что условия труда могут радикально отличаться от региона к региону и от ПВЗ к ПВЗ — выросла продолжительность трудовой смены.

— Есть пункты, которые работают с 10.00 до 21.00, есть те, которые работают с 8.00 до 22.00, — говорит Нина. — Но это не означает, что сотрудник приходит к открытию пункта. К этому моменту он должен уже рассортировать и разложить весь товар, который пришел за ночь. Это занимает минимум час, а то и два-два с половиной часа в больших пунктах. Лично я приходила без пятнадцати шесть, открывала свой пункт в 8 утра и закрывала в 10 вечера. Уходила я в 11, а то и в 12 ночи.

Менеджеры ПВЗ чаще всего работают по схеме 2х2. Но даже при таком графике максимально разрешенная трудовым законодательством смена может составлять не более 12 часов. Большинство опрошенных «Москвич Mag» работников в среднем трудятся по 14–16 часов за смену, а в ряде случаев — и по 18.

В начале марта на конференц-колле руководство Wildberries объявило, что отныне с сотрудников ПВЗ будут удерживаться 100% стоимости вещи, если покупатель возвращает ее по одобренному браку или подмененную вещь. Представитель руководства пояснил, что компания проанализировала подмены, порчу товаров и возвраты по браку и убедилась, что в 98% случаев в этом виноваты сотрудники ПВЗ. Оспорить это решение впредь будет невозможно, предупредило начальство.

— Раньше штрафы были меньше и списывали их только в пределах 20% от дневного заработка, — рассказывает Нина. — То есть если я заработала 3 тыс. рублей за смену, то 600 с меня удержат, а остальное я смогу вывести. И так до тех пор, пока весь долг не покроется. По новым правилам у нас должны списывать все 100% заработка. Я не смогу вывести деньги с баланса, не буду получать зарплату. Это было как спичка: волна возмущения поднялась сначала в чатиках. Но начальство нас не услышало, и люди стали закрывать ПВЗ.

Наемных менеджеров Wildberries поддержали бизнесмены, сотрудничающие с маркетплейсом. Из 33 тыс. пунктов выдачи заказов 13,8 тыс. являются партнерскими, то есть принадлежат частным предпринимателям, работающим на условиях франшизы. Многие из их владельцев поддержали протест. Проблемы бизнесменов отличались от бед наемных работников, но нарастали синхронно с ними.

— В течение 2022 года Wildberries снизила вознаграждение партнерских ПВЗ в Москве и России с 5% до 3,1%, — говорит владелица трех пунктов Алиса (имя изменено). — На практике это означает, что раньше вознаграждение у меня было 150 тыс. в месяц, а теперь 90 тыс. Из них я должна выплатить аренду 45 тыс., зарплату сотруднику — 45 тыс., услуги ЖКХ и прочие расходы — еще 10 тыс. Плюс штрафы в среднем 15 тыс. Итого 25 тыс. убытков с каждого ПВЗ вместо 35–50 тыс. прибыли. При этом компания не гарантирует размер продаж и постоянно ухудшает условия договора оферты.

Алиса перечисляет и другие проблемы. Предпринимателей штрафуют даже за незначительные колебания пользовательского рейтинга; как и наемным менеджерам, им приходится нести тяжесть удержаний за брак или потерю товара («Как правило, в партнерских пунктах, если вины сотрудника нет, владелец ПВЗ берет на себя расход, мы же не WB»); Wildberries стремится максимально расширить свою сеть, поощряя открытие новых ПВЗ, в результате конкуренция растет, а доходы каждого пункта сокращаются. «Огромное количество предпринимателей негодуют, связи с компанией практически нет, штрафы растут, несогласных удаляют из чата собственников автоматически, — загибает пальцы Алиса. — А это около 10 тыс. предпринимателей и их семей, которые на грани банкротства из-за одной семьи».

Многие предприниматели и менеджеры Wildberries уверены, что компания сознательно и методично перекладывает на них свои издержки, связанные со стремлением правительства получить одноразовый сбор с крупных компаний для покрытия бюджетного дефицита, о котором в правительстве говорят с января. Такое мнение разделяет в том числе и Роман Борзов. «Штрафы у нас стали вводить сразу после того, как Силуанов заговорил про этот windfall tax», — говорит он.

— Wildberries и ее главу Татьяну Бакальчук и раньше критиковали за жесткую эксплуатацию работников, — говорит социолог, завкафедрой науки Пензенского государственного университета Анна Очкина. — Но то, что происходит сейчас, это тенденция, которая характерна не только для этой компании. И она опирается на комбинацию факторов. С одной стороны, это «естественная жадность капиталистов». Бизнес прибыли оставляет себе, а издержки перекладывает на работников. И часто делает это превентивно, еще до того, как наступают трудные времена. А с другой стороны, монополии чувствуют безнаказанность. Ведь в нынешней обстановке в стране государство будет на их стороне по умолчанию.

Забастовка

14 марта собственники партнерских ПВЗ приходили в офис Wildberries и пытались встретиться с руководством компании. Но с ними никто не стал разговаривать. Зато акция предпринимателей была замечена прессой. Хотя партнеров маркетплейсов в разы меньше, чем наемных сотрудников, они оказались более организованными. Бизнесмены сформулировали требования и наняли юриста. На это отреагировали представители власти: депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гусев пригласил недовольных на круглый стол в Государственной думе, а Московская областная прокуратура объявила о проверке соблюдения трудовых прав в компании.

Это стало толчком для забастовки и наемных менеджеров. Впрочем, наемные сотрудники и раньше не сидели сложа руки. Самоорганизация шла и в их рядах. Началась она в интернете — были созданы и стали расти чаты сотрудников. Самый большой из них называется «MegaБунт», за несколько дней он вырос до более 16 тыс. подписчиков. Второй — «Правда сотрудников» — еще до кризиса помогли создать внешние активисты. Сказался опыт протестных действий курьеров и других платформенных рабочих, которые боролись за свои права в последние годы. «Правда сотрудников» меньше «MegaБунта», но выглядит более организованной. Ее редакторы ведут работу над созданием профсоюза, способного систематически защищать своих членов.

— Мы уже три года следим за ситуацией в Wildberries, — рассказал на условиях анонимности один из профорганайзеров. — Мы внимательно изучали опыт профсоюза «Курьер» и американского Amazon, где работодатель тоже пытался подавить профсоюз. Несмотря на это забастовка началась практически стихийно. У людей накипело. Но мы успели вскочить на подножку уходящего паровоза и за эти четыре дня сделали то, что по уму должно делаться неделями. Но, кажется, это сработало. Профсоюз как сила, исходящая от работников, фактически создан.

Психологический климат в среде работников изменился. «Если два-три года назад, когда я устроился в Wildberries, над теми, кто рассуждал о протестах, посмеивались, теперь к ним совсем другое отношение. Их уважают и благодарят даже те, кто в забастовке сам не участвует. Например, меня устно поддержали все работники в Реутове и Балашихе», — рассказывает Роман Борзов.

— Я, честно говоря, удивилась силе этой забастовки, — признается Анна Очкина. — Думала, что в нынешней ситуации протестов не будет. Но Россия — страна непредсказуемая. И категорический дефицит солидарности, и нехватку организованности может, как показывают эти события, компенсировать сила отчаяния людей, которых довели до ручки. Зона неблагополучия хорошо видна — это платформенные сотрудники.

Сначала Wildberries делала вид, что ничего не происходит, но скоро игнорировать протест стало невозможно. Начались массовые увольнения и блокировки партнерских пунктов, которые, по словам пресс-службы маркетплейса, «выбрали нецивилизованные формы диалога». Но очень быстро риторика руководства компании изменилась. На «бунтующие» ПВЗ отправили проверки, которые должны были урегулировать конфликты между сотрудниками и местным руководством подразделений компании. Персонал стали уговаривать вернуться к работе. Многим уволенным разблокировали учетные записи. «Еще вчера у меня была заблокирована учетка, но сегодня в 6 утра ее разблокировали. Моя руководительница, которая меня ударила и на которую я подал жалобу в прокуратуру, отправила мне фотографию ключа от входной двери под ковриком. Похоже, меня вновь допустили к работе после всего, что случилось», — рассказывает Роман Борзов.

17 марта в Госдуме состоялась трехсторонняя встреча представителей руководства Wildberries, депутатов и предпринимателей — партнеров маркетплейса.

— Встреча прошла великолепно, — ответил на мой вопрос ее организатор депутат Дмитрий Гусев. — Есть точки соприкосновения. Мы договорились, что добросовестные партнеры компании будут разблокированы. Это было важнейшее требование предпринимателей. Дальше с каждым из них будут разбираться индивидуально.

— А что будет с наемными работниками и их требованиями? — спрашиваю я.

— Их жалобы я не могу комментировать. У меня на руках нет никаких документов. Жалоб от сотрудников мы не получали. Будут документы — будем разбираться. Дайте им мою электронную почту: gusev@duma.gov.ru. Каждое письмо будем рассматривать в качестве официального обращения! Пока удалось решить три задачи: россияне будут довольны, потому что смогут и дальше получать посылки; предприниматели не разорятся и тоже будут довольны; и, самое главное, крупнейшая компания будет развиваться дальше.

Представителей незарегистрированного профсоюза, которые явились в Госдуму в качестве представителей бастующих наемных работников, на круглый стол не пустили, хотя предварительная договоренность об этом была.

Впрочем, уступки Wildberries коснулись не только предпринимателей. Многим наемным менеджерам восстановили учетные записи. Были отменены некоторые штрафы, наложенные на сотрудников в последнее время. Отправленные руководством компании проверяющие зафиксировали проблемы на местах и пообещали разобрать их и найти индивидуальные решения в каждом случае. Но основные требования бастующих руководство маркетплейса обсуждать отказалось. Главные среди них — отказ от практики массового заключения договоров ГПХ и перевод сотрудников в штат по трудовому договору (после испытательного срока); четкая регламентация штрафной политики, которая бы ограничила штраф 20% дневного заработка и позволила сотрудникам в разумные сроки оспаривать удержания; регламентация рабочего графика и порядка переработок. Принять такие требования означало бы фактически признать профсоюз и его право представлять интересы сотрудников. Вместо этого Wildberries предпочитает договариваться с людьми в индивидуальном порядке.

Это уже принесло компании некоторые результаты. «У меня в городе восемь ПВЗ, — приводит пример Нина. — Из них три партнерских и пять собственных. Из последних четыре бастовали. Но сейчас люди в основном вернулись к работе. Поверили обещаниям руководства».

«Руководство “Вайлдберриз” не удовлетворило требования работников ПВЗ полностью. Оно только заморозило удержания по подменам и уменьшило процент списаний от цены товаров. “Правда сотрудников” считает, что маркетплейс использует незначительные уступки, чтобы расколоть единство сотрудников и ввести новые штрафы, воспользовавшись разобщенностью», — гласит заявление стачкома в чате «Правда сотрудников». Профсоюз призывает сторонников продолжать борьбу. В понедельник им предлагают массово подавать в прокуратуру жалобы на нарушение трудовых прав.

Но сделать это сейчас будет значительно сложнее. Большинство мелких предпринимателей и часть наемных сотрудников предпочтут согласиться на «амнистию» и частичное списание штрафов и не станут рисковать ради программы-максимум — изменения самих принципов работы маркетплейса.

— Для большого бизнеса это привычная стратегия — расколоть протестующих, договориться с частью, сбить волну недовольства. А потом выявлять и наказывать «зачинщиков» бунта, — говорит Анна Очкина. — Так было и с курьерами, и до них с профсоюзом Ford Алексея Этманова, и во многих других случаях.

Простые работники Wildberries понимают это не хуже экспертов-социологов.

— Я рада, что компания хотя бы пошевелилась, — говорит Нина. — Но я работаю не первый год и знаю, как она себя ведет. Когда недовольство кипит, руководство идет на уступки и дает обещания. Потом идут месяцы, обещания не выполняются, ситуация становится хуже. Мы надеемся, что в этот раз вмешается государство и защитит сотрудников. Но и сами мы больше сидеть сложа руки не будем. Отступать нам некуда. Мы будем бороться за свои права. Иначе здесь жизни не будет.

Подписаться: