Анастасия Барышева

Какое оно, будущее российского искусства? Рассказывают кураторы-участники ярмарки |catalog|

8 мин. на чтение

Третья ярмарка |catalog| прошла с 6 по 8 декабря в исторической типографии имени Сытина на Пятницкой. Темой экспозиции в этот раз стали молодые художники. «Москвич Mag» спросил шесть галеристов и одного куратора стенда молодых талантов, почему они выбрали именно этих авторов.

Галерист Екатерина Ираги (Iragui projects), художник Иван Белов:

«Наше с Иваном знакомство — дело случая и инициативы со стороны Ивана. Это была цепочка событий, которые приводят людей друг к другу. Мне всегда интересно, что делают молодые художники, но у меня мало времени. В сутках всего 24 часа, а когда ты галерист, мать, живешь в трех местах и рулишь проектами в двух странах, это очень сложно. Поэтому я люблю дружить с кураторами, которые меня знакомят с интересными художниками. С Иваном меня познакомили мои нижегородские друзья — увлеченные и открытые люди, жаждущие новых открытий. Благодаря им я оказалась в Нижнем Новгороде, приняла участие в первой ярмарке графики “Контур”, была полностью очарована городом, людьми, душевностью — тем, чего в наши трудные времена всем нам хочется. Я ходила в студии к художникам и увидела работы Ивана, которые меня поразили своей европейской законченностью, любовью к деталям, совершенством. Это визуальный язык, который непопулярен среди художников и не является ведущим визуальным языком (ни минимализм, ни геометрическое искусство непопулярны). Работа Ивана зацепила мой взгляд. Потом моя подруга куратор позвонила и спросила, что мне больше всего понравилось. Я сказала, что отметила совсем нерусский стиль его работ, и спросила, кто это, и даже не просила ему давать мой телефон. Но она это сделала, и Иван позвонил мне. Мы стали говорить, и я подумала, что такой подход мне нравится: разумный, размеренный, когда на тебя не наседают. Я придумала проект Iragui projects — для поддержки начинающих художников. Я решила показывать искусство авторов, которым еще сложнее, чем людям из Москвы или Петербурга. Которые находятся в периферийных местах, где не хватает коллекционеров, образовательных институций, но они отважные и, несмотря ни на что, решают быть художниками.

Впоследствии я узнала, что Иван имеет не искусствоведческое, а инженерное образование. Кстати, советский конструктивизм как раз делался не архитекторами, а инженерами. Иван хорошо знает нашу историю, но так же хорошо знает и американский минимализм, который вообще непопулярен здесь. Мне нравятся художники-эрудиты, авторы, которые ищут знания. Иван оказался таким. Это помимо того, что меня очаровал сам его объект. Художник оказался молодой — на тот момент 26-летний, сейчас ему 27. Иван параллельно работает инженером. Он родился в Выксе и работает там на заводе, который производит большие газовые горелки для предприятий, сжигающих мусор. Искусством он занимается методично по вечерам в свободное время. Он очень организован, дисциплинирован и четок. В чем-то его характер отражают его работы, но в то же время у него есть душевность и глубина. Он теплый человек, просто собранный. Редкое сочетание. Вообще все талантливые художники — редкость. Это кажется, что художников много, а на самом деле хороших мало».

Галерист Алина Крюкова (a-s-t-r-a gallery), художник Есоль Ким:

«Мне очень нравятся художники, которые озадачены построением карьеры и осмысляют свою биографию, отвечают делом за свои слова. Есоль пришла ко мне в сентябре, за месяц до открытия одной из ярмарок, показала свою работу и сказала: “Алина, давайте делать”.

Она заявила, что она художник. Она отказалась идти на компромисс со мной как с галеристом, когда я попросила ее сделать большее количество за меньшее время. Она сказала, что это противоречит и качеству работ, которые будут на выходе, и срокам производства, и задумке, которая у нее есть. И мне это очень понравилось, потому что человек понимает, что он делает, и отвечает за свои действия. Есоль работает с очень понятными темами: повесткой детства и осмысления своего периода взросления, который у нее прошел в Сеуле. Она сделала свои работы необычно, поскольку она еще и мать двоих детей, один из которых совсем младенец, — она пошла через работу с игрушками.

Ее скульптуры — это роботы, и это для нее нормальные игрушки, потому что она очень много времени проводила у бабушки в Корее. Если у нас неваляшка или мишка обычные символы детства, то для детей в Корее роботы более чем понятная история. Есоль каждому району Сеула подобрала свое лицо, свое настроение, свою фигуру.

Те роботы, которых мы показали на ярмарке |catalog|, в два раза больше по сравнению с первыми, проданными на ярмарке в сентябре (был sold out в первый час). Это была моя просьба — увеличить работы, и она пошла мне навстречу. Есоль специально летала в Сеул и сидела в тех районах, которым были посвящены игрушки, и они тоже у нас были проданы еще на монтаже.

Сейчас в листе ожидания на ее новую работу уже восемь коллекционеров, причем с хорошими коллекциями и именами. Мне очень нравятся художники, которые не боятся вызовов. Следующий шаг, который я предложила Есоль, и нас поддержал девелопер, — делать большие скульптуры, паблик-арт, чтобы они стояли на улице, и мы после Нового года будем с ней продумывать, как технологически это сделать. Она создаст серию больших скульптур роботов в разных районах Москвы.

Есоль с нашей галереей впервые вышла на арт-рынок в сентябре этого года. Мы подписали эксклюзивный контракт. Первых маленьких роботов мы продали за 80 тысяч рублей, а большие ушли на |catalog| за 160 тысяч».

Галеристы Марина Цурцумия, Георгий Тотибадзе (Totibadze gallery), художник Александра Демидова:

Марина Цурцумия: «Саша Демидова в творчестве опирается на аналитическую психологию, примитивное и наивное искусство, древнерусскую мифологию и искусство. Она окончила ВГИК как художник по костюмам. Актриса Самал Еслямова из фильма “Айка”, на котором работала Саша, даже получила “Золотую ветвь” Каннского фестиваля в 2018 году.

С Сашей мы познакомились на показе дипломных работ во ВГИКе. Она окончила институт в 2012 году, а я — в 1987-м и часто по приглашению преподавателей хожу на показы студентов. Лет пять назад художник нашей галереи и одновременно преподаватель ВГИКа Сергей Зуев сказал мне, что есть одна студентка, которая мне понравится. Так и получилось. У Саши очень интересное мышление: она и философ, и психолог. Ее работы содержат в себе тексты, которые придают им новые смыслы. Ее творчество довольно продумано и рационально, ее тип — художник-интеллектуал. Я много лет слежу за ее творчеством и вижу, как она развивается. Уже в феврале мы собираемся сделать ее персональную выставку в галерее “Тотибадзе” на “Винзаводе”. Приходите!»

Галерист Полина Аскери (Askeri Gallery), художники Анна Сладкова и Ксения Сандеско:

«Ярмарка |catalog|, организованная Ассоциацией галерей (АГА), представляет новый ярмарочный формат, который позволяет галереям представить как новых, так и “старых”, опытных художников, своего рода хедлайнеров в мире искусства. Весной Askeri Gallery представляла как раз их. А в зимнем выпуске сделан акцент на поддержке молодых авторов: каждая галерея должна показать по одному новичку. Этот подход мне очень импонирует: я считаю, что российский арт-рынок сейчас, как никогда, нуждается в грамотной поддержке и продвижении, помощи молодым талантливым авторам.

В этом году мы представляем на стенде работы Анны Сладковой и Ксении Сандеско. Они молодые и амбициозные художники, которые недавно начали карьеру на арт-рынке, но уже получили признание. Это одна из причин, по которой ранее они были отобраны Askeri Gallery для участия в масштабном фестивале современного искусства “Перезагрузка 2.0” в Зарайске. Молодые художники очень тонко чувствуют мир вокруг и интерпретируют его в своих работах через глубокую внутреннюю рефлексию.

Ксения Сандеско визуализирует связь духовного и телесного с помощью чувственных женских образов. Ее интересует диалог между реалистично изображенными формами и динамичным абстрактным фоном. Она намеренно отказывается от правильной интерпретации окружающего мира и создает собственную, состоящую из хаотичных пятен, хитрых переплетений тканей, различных сочетаний цвета и фактуры. Самостоятельная выразительность человеческого тела подчеркивается декоративными элементами фона, которые обрамляют фигуры наподобие ювелирных украшений. Область исследования Ксении — природа человеческих эмоций и ощущений, глубинная нежная связь между людьми, а также уязвимость человека перед лицом времени. Сюжеты работ напоминают яркие сновидения, центральное место в которых занимают воспоминания из детства, прикосновение рук матери или поцелуй любимого человека. Самая дорогая работа Ксении на данный момент стоит 850 тысяч рублей.

Анна Сладкова исследует красоту и хрупкость природы, очерчивая границу между реальностью и сновидением. Ее работы посвящены окружающему миру, который художница, погружаясь в собственные воспоминания и фантазии, увлеченно исследует в формате живописи, графики или скульптуры. Ключевые произведения Анны Сладковой вдохновлены флорой и фауной — в ее работах природа рвется за пределы ограниченного пространства к неограниченным масштабам. Стоимость работ Сладковой доходит до 950 тысяч рублей. В перспективе цены будут расти, поэтому всем, кто заинтересовался новичками, рекомендую уже сейчас поторопиться с покупкой».

Галерист Наталия Грабарь (Grabar Gallery), художник Юлия Вирко:

 

«Я впервые увидела Юлю на выставке в галерее на Солянке, это было семь лет назад. Почему я стала работать с ней? Потому что у нее очень хорошее западное образование и большой талант. Мне нравится Юлина идея о том, что грань между воспоминанием, сознанием, тем, как мы воспринимаем реальность, совсем тонкая. Как реальность складывается из детских воспоминаний, из нашего подсознания, фрагментов увиденных снов. Все это перемешивается, и появляется картина. Это бесконечный процесс. И мне очень нравится, как Юля развивается».

Анна Зайцева, куратор стенда Fresh Talents, художники Анастасия Кузнецова, Борис Брагин, Николай Буйко, Полина Стриж, Милагрелия, Бьянка Назарова:

«Все эти художники создают работы, обладающие сильным чувственным воздействием. Я ценю в искусстве его способность обходить наши рациональные панцири и проникать в глубинные слои нашего Я.

Работа Анастасии Кузнецовой — зеркало, на которое нанесен полупрозрачный, как будто призрачный, силуэт человека. Это встреча вроде бы с собой (потому что в зеркале ты ожидаешь увидеть свое отражение), но на самом деле с кем-то иным, а все мы обнаруживаем в себе это “иное”.

Графика Бориса Брагина, которую мы показали, объединена общим названием “Гардероб”. Прототипом этих изображений стали действительно предметы гардероба, которые найдутся в шкафу у каждого — пояса, галстуки. Художник превращает их в подобие природных оболочек. Больше всего они похожи на омертвевшие, причудливо изогнутые корни или ветви дерева, поверхность которых прорисована очень тщательно. Мы закрываем свое живое тело мертвыми оболочками — одеждой, которая защищает нас от внешнего мира, ощущаемого как потенциальная угроза.

Николай Буйко — исследователь современного города. Больше всего художника интересует изменчивость мегаполиса. В сущности, любой современный город находится в состоянии постоянной стройки. Именно эта процессуальность, незавершенность становится темой Буйко как художника.

Полина Стриж — автор настоящего эпоса, героями которого являются собаки. Они переживают те же страсти, несчастья и радости, что и люди, и в их историях мы можем узнать себя.

Милагрелия создает работы в технике ручной печати на ткани и использует для создания своих работ искусственный интеллект. Милагрелия стала настоящей звездой нашего стенда. Ее работы ушли в коллекцию МАММ и десятки частных собраний.

Бьянка Назарова — автор потрясающих, одновременно притягивающих и отталкивающих, керамических цветов. Сила ее работ именно в амбивалентности той реакции, которую они вызывают у зрителя».

Галерист Фрол Буримский (flor et lavr gallery), художники Полина Рукавичкина и Анна Кондратьева:

«Мы выбрали Полину Рукавичкину и Анну Кондратьеву для стенда, потому что обе художницы хоть и молоды, но уже успели заявить о себе в профессиональном сообществе. Полина — эксклюзивный автор галереи, в прошлом была резиденткой мастерских “Гаража”. Ее серия “Люты” прекрасно раскрывает тему взросления через простые, но точные образы. В работах Полины меня привлекает нарочитая непостановочность — художница очень тонко пропускает через себя окружающую среду, улавливая и фиксируя в пространстве и времени образы и моменты, наполненные глубокими смыслами и символами. Эти осколки реальности превращаются в очень емкие самостоятельные произведения искусства, для меня очень эмоциональные.

Анна Кондратьева тоже имеет серьезный бэкграунд: ее работы участвовали в выставке “Кубок созвучий” в “ГЭС-2”. Ее подход к материалу и техникам, будь то светоотражающая ткань или печать на металле, добавляет стенду динамичности».

Фото: Гоша Бергал, пресс-служба ярмарки |catalog|

Подписаться: