Владимир Гридин

Почему вы должны меня знать: управляющий партнер винодельни Mantra Estate Стефания Майорова

5 мин. на чтение

Так получилось, что вино стало частью моей деловой жизни очень рано. Мне было всего 22 года, когда отец моей близкой подруги Борис Юрьевич Титов (российский предприниматель, который в 2006 году приобрел винодельню «Абрау-Дюрсо», — «Москвич Mag»), можно сказать, из университета забрал меня в «Абрау-Дюрсо». Я два года помогала ему в строительстве ресторанов на территории, развитии инфраструктуры, реконструкции отеля и вопросах туристического направления в качестве заместителя генерального директора Центра винного туризма, а затем стала руководителем направления HoReCa винодельни «Усадьба Дивноморское», но уже в Москве. Тогда это был единственный премиальный бренд вина на российском рынке, стратегию которого мы выстроили вдвоем с коммерческим директором Денисом Кузнецовым.

А дальше я познакомилась с Михаилом Николаевым, сыном владельца «Долины Лефкадии», и моя рабочая история переросла в личную, в семью. В хозяйстве «Долина Лефкадия» в качестве бренд-директора я проработала семь лет. В тот период я реализовала также собственные проекты, которые я называю декретными, поскольку создавались они одновременно с двумя беременностями. Например, винные микрорелизы под брендом «Все конем»: каждый год мы выпускали малые тиражи вина по мотивам моих любимых мировых брендов. Первым вышло вино из сорта «мурведр», или «монастрель», под этикеткой «Все конем». На этикетке была лошадка. Во-первых, я родилась в год Лошади, во-вторых, родила первого сына Филиппа, имя которого с греческого переводится как «любитель лошадей», ну а в-третьих, это был год ковида и неопределенности под общим лозунгом «Все конем». Мы выпустили всего 333 бутылки вина, но маркетинговый эффект на рынке был оглушительный — про нас написали все. На следующий год был новый релиз «Белый конь», далее «Конь в пальто» и последний — «Дареный конь».

А параллельно с этим я запустила еще косметический бренд «Поле», который до сих пор существует и продается на территории «Долины Лефкадии». Это косметика на основе лаванды английского сорта Hidcote Blue, которая была высажена на виноградниках в 2015 году. Так, гости «Долины» могут увезти с собой что-то уникальное, что они нигде не купят.

В 2023 году началась уже моя личная история. На территории апелласьона «Долина Лефкадия» существует несколько самостоятельных винных брендов, у каждого из которых есть свои бенефициары. На сегодня это шесть производств. Одно из них — Mantra Estate, которое существует с 2017 года и к которому я присоединилась три года назад. Сегодня Mantra Estate — это новая история с другой ДНК и философией. В прошлом году мы выкупили бренд игристого вина Magnatum, который когда-то я создала с уже бывшим мужем Михаилом Николаевым внутри «Долины». Сегодня Magnatum — это часть системы Mantra Estate. Вино сохранило всю визуальную эстетику и наполнение, которые мы изначально в него заложили. Более того, мы привлекли в команду шампаниста, который это вино производил с 2017 года. Поэтому Mantra Estate на сегодняшний день владеет как брендом, так и «руками», которые это вино выпускали на рынок.

Magnatum — это игристое вино, сделанное по классической технологии, но с меньшей выдержкой на осадке. Именно выдержка сильно влияет на конечную цену продукта. Заложенное на выдержку на долгий срок вино — это деньги, которые ты не можешь использовать, тебе остается просто ждать. Magnatum выдерживается 12–14 месяцев — так мы создали альтернативу таким игристым, как кава, креман и франчакорта. Это игристое вино на каждый день, но при этом с тщательной селекцией, исключительно ручным сбором винограда, бережной работой виноделов, раскрывающей характер региона. В апреле этого года мы выпустили первую партию Magnatum by Mantra Estate. Это 2 тыс. бутылок, которых уже нет, так быстро их разобрали. Мы планируем каждый месяц выпускать от 3 тыс. до 5 тыс. бутылок.

Этому немало поможет наша новая винодельня в Геленджике, мы называем ее «Марьина Роща». В новом проекте у нас уже посажено 112 гектаров виноградников, общее производство составит по плану до 1,5 млн бутылок. Помимо винодельни там будет маслодавня. Мы посадили оливки, они уже несколько лет у нас растут и даже плодоносят. Мы настроены на развитие энотуризма: гостиница и спа, ресторан, гольф-поля и конноспортивный комплекс.  Перерезать красную ленточку позовем вас в 2028 году.

Проблемы и перспективы российского виноделия — моя любимая тема. На мой взгляд, все проблемы в голове, в том числе у русских виноделов. К сожалению, многие не готовы выйти за рамки основ, заложенных еще в эпоху Советского Союза. Понятно, что есть большие, зарекомендовавшие себя хозяйства — «Абрау-Дюрсо», «Новый Свет» и «Массандра». При этом новые проекты по-прежнему стараются равняться на уже существующие, не хотят экспериментировать ни визуально, ни по наполнению и смыслам.

Я же сторонник того, чтобы виноделы искали свое лицо, а не пытались подстроиться под какой-то тренд или нишу своего продукта. Нужно создавать иное и позиционировать себя так, чтобы привлекать новую аудиторию. А у нас, увы, все пытаются выехать на старых рельсах, которые уже зачастую скрипят, а не едут.

Виноделие — большой бизнес, но ставить в нем во главу коммерцию нельзя. Главное здесь — понимание своей земли и винограда, который становится красками в нашем творчестве. Сейчас многие мечтают приобрести виноградники и в моменте получить прибыль, забывая, что виноделие — процесс очень долгий. Вариант «получить прибыль и окупиться через три года» — это из области фантастики. Каждый винодел, каждый проект должен найти свое лицо, чем он может зацепить свою аудиторию, и только после этого ориентироваться на финансовый результат.

А перспективы, на мой взгляд, у российского виноделия достаточно радужные. Ростовская область, Крым, Краснодарский край, Ставрополье, Осетия, Волгоградская область, Дагестан, Самарская область — сейчас в России виноград для виноделия выращивается примерно на 245 тысячах гектаров. И эта цифра может увеличиться в два раза в ближайшие 30 лет. Места для посадок есть. Уже есть вдумчивая аудитория, которая не боится пробовать русское. Сегодня есть и поддержка со стороны госсектора, и виноделы развиваются очень быстро, но более или менее отчетливый результат мы увидим не раньше чем через 30–50 лет, когда сформируются новые игроки со своим обликом. И в России будет свой Romanee Conti (апелласьон и виноградник в Бургундии. — «Москвич Mag»), который когда-то продавался на сельскохозяйственных ярмарках в деревнях, а спустя годы стал одним из самых дорогих и редких продуктов на рынке.

У нас уже есть культовые вина, например Cosaque от «Галицкого», Temelion от «Долины Лефкадии», наш Blanc de Blancs от Mantra Estate — вина, за которыми идет охота. Но мы очень маленькие и молодые, пока только формируемся, как, на самом деле, и все окружающие нас виноделы. Уже есть определенные регионы, которые ассоциируются с конкретным вином. Например, «Долина Лефкадия» известна своими игристыми. Мы в Mantra Estate уделяем особое внимание традиционным методам виноделия для создания уникальных вкусовых профилей.

В российском виноделии есть два направления. Есть новые, нетривиальные крымские виноделы, которые пытаются зайти в историю с органикой и сделать что-то такое хипстерское, очень питерское, и классика, которая не пугает. Я вижу хорошие результаты коллег на втором направлении.

Кстати, я уверена, что через десять-пятнадцать лет российское вино будет развиваться на экспорт, и о Mantra Estate узнают мировые рынки. Это будет один из образцовых проектов, c которым не стыдно будет показать миру российское виноделие.

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: