Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: владелица мастерской «DIY Академия» Алена Прохорова

5 мин. на чтение

Я Алена, мне 37, в анонимных организациях не состою. Организую столярную анимацию и шумную медитацию. Звучит неоднозначно, зато сразу можно проверить реакцию тех, с кем собираешься взаимодействовать (если отторжение — мы не подходим друг другу).


Родилась в Москве. Все довольно стандартно, без ударов судьбы и невероятных сложностей. Экшн я сама себе обычно устраиваю, видимо, поэтому судьба мне благоволит и не бьет сильно.
Отец-военный и мама-экономист поездили по Сибири прямо с моего рождения, училась в средней школе уже в Москве, высшее — в МГГУ (Горный университет, вечернее отделение, на инженера) — выбрано было случайно, времена такие, что куда-то надо было идти получить диплом, а в Университет нефти и газа меня не взяли. Нельзя было не попытаться туда попасть, это внутренняя дурость и дерзость требовали пробовать, но отказали, увидев аттестат сплошь с тройками и услышав, что родни в нефтяной промышленности нет. Вечерка университета выбрана была, так как с 17 лет я работала — личная независимость, в том числе финансовая, была всегда важна для меня.

Пока училась в университете, сменила деятельность и перешла в организаторско-киношную, в киноклуб «Фитиль». Думаю, он до сих пор существует на прекрасной Фрунзенской набережной. Там было много всего: взаимодействие с серьезными акционерами, киношниками по обе стороны — и кинодистрибуторы, и режиссеры. Место было известно своими премьерами, громким арт-хаусом со всего мира и вечеринками владельцев.

Завершив деятельность в «Фитиле», работала в организации мероприятий, в недвижимости, в пиаре немного — чаще всего бралась за проекты знакомых, друзей, где на старте не было больших бюджетов, но можно было себя проявлять.

В какой-то момент начала искать «взрослую работу» и ушла в довольно крупную компанию по наружной рекламе. Сначала брать меня туда не очень хотели, так как москвичка, следовательно, «неголодная» и малоподвижная. Но мне удалось классно справиться с тестами и интервью, и они не смогли отказать. Там я проработала около пяти лет, хорошо зарабатывая. Получила колоссальный опыт менеджмента, ведения проектов и…  понимание, что в крупные компании со своими выжимающими принципами я больше не пойду.

Чтобы восстановить нервную систему, еще работая в наружке, я пошла на столярные курсы. Сделала себе стул и полку. Что-то тогда екнуло. Шум станков и жужжание шлифовальной машинки заставили отключить многозадачность и концентрироваться на отдельных действиях здесь и сейчас — это чистая йога. Если ты не будешь собран, важность момента уходит, погонаж конечностей может сократиться, да и изделие не получится.

Месяца через три, когда я стоически уволилась, приятель позвал меня организовывать столярные обучающие мероприятия в мастерскую «Дар труда», большой столярный коворкинг. Когда пришла в невероятные производственные помещения с высокими потолками, своей аутентикой, безумными людьми-созидателями, меня понесло. Начинала как куратор малых мастер-классов для новичков, потом расширяла их пул, добавляла мастеров, отсматривала и экзаменовала всех на себе, получая знания в разных столярных ответвлениях.

Было много мероприятий, где мы популяризовали новый для большинства вид досуга — столярку. Где ты можешь реализовывать себя и видеть результат своей работы практически сразу. Где все равны — мальчики, девочки, у всех может получиться с первого раза или нет, и это нормально. Где ребенок может так же круто делать чертежи, как вот этот бородатый дядька, а мама троих детей — уверенно делать комод, перешагнув через свои страхи стать непонятой. Столярка — она про дизайн, про технику, про ценность ручного труда, про сообщество разных, но со схожими принципами людей.

Через два года после старта деятельности в нашу мастерскую обратилась одна корпорация (это был Bosch) с предложением передать в управление созданную ими небольшую, но «припудренную» и хорошо оборудованную мастерскую «DIY Академия».

Проект был доверен мне, так я стала управлять всеми мероприятиями коворкинга «Дар труда» и мастерской «DIY Академия». Это было реактивно и непросто, так как столярные школы пока еще сложный для коммерциализации продукт.

Потом наступила пандемия. Коллеги хотели чуть подчистить активы и оставить лишь один обучающий коворкинг. В этот момент я решила, что первый платеж на покупку квартиры — это хорошо, но не настолько вдохновляюще, как выкупить основной пакет владения «DIY Академии» — социального слабо окупаемого бизнеса, мастерской, которая неизвестно, будет ли нужна кому-то в офлайне далее, в этом меняющемся мире, или нет! Здраво? Здраво!

В пандемию я и мой партнер по «DIY Академии», сильный креативный мастер Маша, начали полностью перестраивать работу, и, вынужденно попрощавшись со всей командой мастерской, мы сами заняли позиции администратора и мастера столярного дела помимо ведения всего остального управленческого функционала. Это очень полезный опыт, потому что наружу вылезли все ошибки скриптов работы прошлых коллег, с которыми мы пытались вырастить классное хоббийное место. Мы все шустро исправляли, вытягивали любимый проект. Через время подключили новых людей, выравнивали схему работы.

Через полтора года партнерство с Машей завершилось, и мастерская осталась целиком у меня. Это был новый этап жизни мастерской и свежее вытаскивание себя за шкирку из болота, как делал Мюнхгаузен (после пандемии мастерская непросто восстанавливалась).

После февраля 2022 года наш коворкинг стал для многих отдушиной и способом вернуться в какую-то стабильность. Хотя, конечно, поток людей сократился и отфильтровался. 80% приходящих сейчас — это аналитики, айтишники, люди, которые работают с цифрами/кодами, часто не видя целиком результат своей работы. А в нашей столярной продленке для взрослых мы даем эмоциональную разрядку, показываем, что руки-то из того, нужного места, помогаем с закрытием гештальта незавершенной деятельности, объединяем сообщников по труду и эстетике.
У нас новички делают для себя доски на ванную с эпоксидкой, тумбы для винила, погремушки для новорожденных, винные столики, реставрируют мебель 1960–1970-х годов и гнут фанеру для лонгбордов.

Сейчас большие планы: франшиза в регионы и мероприятия по всей России. Несколько лет мы консультируем по открытию мастерских в других городах и сейчас готовы выстраивать франчайзинговую сеть, опираясь на наш опыт. А тема мероприятий нам близка, так как мы умеем делать столярную анимацию классно, создавая арт-объекты или индивидуальные штуки с гостями фестивалей и сотрудниками компаний.

Одна из главных побед у нас уже состоялась, и ее мы будем развивать на порядок больше: мы семь лет занимаемся благотворительностью и помогаем детям, подросткам из сложных семей и сиротам из разных фондов, показываем, что столяр — это не дядька с тремя пальцами и перегаром, а современный человек приятной наружности и с доходом, получаемым честным трудом.

Но еще мы три года занимаемся зооволонтерством: делаем теплые будки для собак из приютов с гостями мастерской. Сделано более 300 штук. Это мало в разрезе вопроса, но это дофига с учетом того, что никто это ранее не делал. К нам обращаются за тимбилдингами крупные компании: «Авито», Яндекс, X5 Group, сеть магазинов «Бетховен», «Ситимобил», «Антиплагиат Сколково» и многие другие. Происходит невероятная круговая взаимопомощь: компания проводит плановое мероприятие с сотрудниками, люди чувствуют, что делают что-то доброе, приюты получают новые будки, мы держимся на плаву в сложные переходные времена, организуя это все. Все в плюсе!

Много раз хотелось остановиться и много раз я видела, сколько всех подпитывается от нашей деятельности, и вновь насыщалась сама, находила силы двигаться дальше. Мы все можем больше, нет возможности остановиться, мы продолжим вращать карусель, даже если выключат электричество.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Фото: Дима Жаров

Подписаться: