Евгения Гершкович

Московский дом: дом купца Игумнова

2 мин. на чтение

Большая Якиманка, 43
1888–1895 гг.
Архитекторы: Николай Поздеев, Петр Бойцов, Иван Поздеев

Французское посольство с 1938 года занимает пространства живописных краснокирпичных палат, характерного произведения эклектики конца XIX века, псевдорусского ее направления, в ту пору модного. О доме купца Игумнова рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Походящий на боярский терем или даже на театральную декорацию двухэтажный особняк поражает воображение обилием и разнообразием форм. Сооружение пышно украшено полихромными изразцами с изображением диковинных цветов и мифических зверей, белокаменными полуколонками с «дыньками», гирьками, ширинками и поясами. Арка въездных ворот обрамлена узорчатой оградой, над выступающим «красным» крыльцом нависает балкон с кувшинообразными столбами, сложную крышу венчают островерхие шатры с ажурными решетками-гребнями и коваными копьями.

1896

Дом «глядит» на улицу рядами арочных окон в наличниках. Нарядный образ дополняет кружево лицевой кирпичной кладки фасадов.

Богатый купец, совладелец торгово-промышленного товарищества «Ярославская Большая мануфактура», хозяин золотых сибирских приисков Николай Васильевич Игумнов (1855–1924) знал, как пустить пыль в глаза завистникам и конкурентам.

Современники характеризовали его как человека решительного, «с твердым характером, практичностью и большим здравым смыслом, чем и подчинил всех остальных своих товарищей по директорству своему влиянию».

Хоть текстильный бизнес Игумнова был сосредоточен в Ярославле, тщеславный купец решил устроить себе московскую резиденцию. В наследство от богатого дядюшки Николай Васильевич получил участок на Якиманке, где уже стоял ампирный особняк.

На месте разобранного известный ярославский архитектор, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Иванович Поздеев начал строительство нового дома. Заказчик не пожалел миллиона рублей. Качественный кирпич специально доставляли из Голландии. «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова» в Твери исполняло полихромные изразцы по эскизам, заказанным у художника, мастера по керамике Семена Ивановича Масленникова.

Фасадам особняка по красоте ничуть не уступали интерьеры. Роскошь встречала гостя прямо с порога. Из сеней под крестовые своды залов вела широкая парадная лестница, двери обрамлялись резными золочеными порталами. Стены комнат покрывал расписной декоративный орнамент из вьющихся и переплетающихся между собой линий. Все освещалось люстрами с хрустальным обвесом.

Без сомнения, особняк Игумнова был лучшим творением архитектора Николая Поздеева, увы, не дожившего до конца строительства. Тридцатисемилетнего, его подкосил туберкулез.Оформление интерьеров завершал уже его брат, Иван Поздеев.

После революционных потрясений резиденция Игумнова по очереди принимала под своими сводами клуб фабрики «Гознак», Институт переливания крови, Институт мозга.

Построить маршрут до дома купца Игумнова и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: