Московский дом: Бахметьевский автобусный гараж
Образцова, 11, стр. 1а
1926–1928 гг.
Архитектор Константин Мельников
«Вчера, в 12 часов, в Москве открылось регулярное автобусное движение от Каланчевской площади до Тверской заставы. Весь маршрут длиной в 8 верст разбит на четыре станции и 13 остановок, время в пути — 25–27 минут. По линии курсирует 8 автобусов с интервалом 6–8 минут. В ближайшее время Москомхоз получает из-за границы еще 8 автобусов, которыми будет обслуживаться вторая линия. Автобус облегчит работу трамвая», — возвещала газета «Рабочая Москва» 8 августа 1924 года.
В Великобритании Моссоветом были закуплены праворульные 28-местные автобусы фирмы «Лейланд». Скорость надежных машин составляла 30 верст в час.
Московскому коммунальному хозяйству пришлось заняться строительством автобусных гаражей. О Бахметьевском гараже рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
Был приглашен архитектор Константин Мельников, который предложил оригинальный принцип так называемого прямоточного движения: при въезде машин, выезде и установке их на место избегалась необходимость традиционного маневрирования и движения задним ходом. Разворотных площадок более не требовалось. Этот вариант давал большим гаражным хозяйствам значительные эксплуатационные преимущества, которые, правда, изобретателю пришлось еще доказывать на практике даже с использованием секундомера. Рацпредложение Мельникова победило обычную схему парковки.
16 мая 1926 года с архитектором был подписан договор на постройку объема ромбовидной формы — автобусного гаража на прямоугольном в плане участке бывшей Бахметьевской улицы.
Три стены одноэтажного кирпичного здания были прорезаны порталами семи ворот, создающими на фасаде ломаную пилообразную поверхность, точно это были приоткрытые книги. Торцы прорезали вертикальные окна, а также круглые окна, устроенные над въездными воротами.
В партнерстве с замечательным зодчим работал не менее замечательный инженер, почтенный и заслуженный, а именно Владимир Шухов, создавший изящные перекрытия из металлических ферм и предусмотревший винтовые лестницы, ведущие к мостику под самым потолком.
На коньке кровли гаража прежде имелись фонари, отчего внутри было очень светло. Пространство гаража, лишенное перегородок, делилось на три нефа тонкими металлическими колоннами.
Первоначальный замысел Мельникова включал, помимо гаража, центра композиции, еще и административный корпус, бензохранилище, котельную, авторемонтные мастерские. Все перечисленные здания должны были принять форму геометрических фигур: круга, эллипса и прямоугольника. Это реализовано не было.
В 2008 году судьба творения Мельникова делает резкий вираж, и в пространствах памятника конструктивизма открывается центр современной культуры, получившей название «Гараж».
На открытии пела Эми Уайнхаус, потом проходили выставки Ильи Кабакова, Энтони Гормли, Марка Ротко, Марины Абрамович, Московская биеннале современного искусства.
С 2012 года в здании Бахметьевского гаража работает Еврейский музей и центр толерантности. Его пространство спроектировало американское бюро Ralph Appelbaum Associates (RAA).
Построить маршрут до Бахметьевского гаража и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Алексей Макаров, pastvu.com