Евгения Гершкович

Московский дом: особняк Дерожинской

3 мин. на чтение

Кропоткинский переулок, 13, стр. 1
1901–1904 гг.
Федор Шехтель

Говорят, проектируя особняк в бывшем Штатном переулке (ныне здание посольства Австралии, объект культурного наследия федерального значения), Шехтель вдохновлялся музыкой Александра Скрябина, а именно симфонией №1 ми мажор. Своим сочинением композитор транслировал мечту об изменении мира божественными силами искусства. Об особняке Дерожинской рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Для уже признанного архитектора постройка 1904 года, плод его неудержимой фантазии, стала программным произведением, практически «музыкой, застывшей в камне».

Над изящной кованой оградой, чей рисунок получил название «роза Глазго», из глубины двора вырастает величественный трехэтажный объем, прорезанный гигантским полуциркульным окном. Тогда это окно почиталось самым большим в Москве. За этим проемом скрывался главный зал дома, высота потолков которого достигала 11 м.

1901

Фасад с круглыми башнями был облицован плиткой излюбленного модерном светло-зеленого цвета и украшен тончайшими лепными цветочными гирляндами.

При этом автор в этом проекте формирует объем с помощью крупных и довольно простых форм. Композиция фасада симметрична и одновременно асимметрична. Тяжеловесное крыльцо, собственно вход в дом, расположено в левой части и украшено рельефом с изображением Лорелеи, девичьей головки с длинными локонами. Этим декоративным мотивом Шехтель словно делает акцент на принадлежности здания к стилю модерн.

В декоративном решении как главного зала, так и сгруппированных вокруг него остальных пространств особняка — библиотеки, гостиной, спален, кабинета, столовой — автор показал себя непревзойденным декоратором интерьера.

Напротив большого окна расположен камин таких же грандиозных пропорций. Из его мраморной толщи выступают женская и мужская фигуры почти в человеческий рост. Тот же ломаный графический мотив «розы Глазго» Шехтель использовал и в ткани для обивки кресел, и в рисунке светильников. Торшеры, бронзовая арматура, дверная ручка в виде паука — все создавалось по авторским эскизам. И автор не изменил своему характерному приему — богатой отделке помещений натуральным деревом, светлым дубом.

Дом поражал техническими новшествами: здесь был установлен телефон, проведено электричество, а также паровое отопление, канализация, вытяжная вентиляция. В лепнину потолка были вмонтированы лампы, предтечи современных софитов.

Шехтель, предпочитавший включать в свои интерьеры монументальные росписи, для особняка в Штатном пригласил Виктора Борисова-Мусатова. Художник исполнил для панно четыре акварельных эскиза, но воплотить их в жизнь ему не удалось. В письмах друзьям Борисов-Мусатов не смог скрыть горечи: «Заказ с моими фресками не состоялся, хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Моя фреска потерпела фиаско…  Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».

Несмотря на это, имя владелицы палаццо вошло в историю.

Александра Дерожинская была дочерью Ивана Бутикова, состоятельного купца, рогожского старообрядца, суконного фабриканта. Топоним Бутиковский переулок близ Остоженки закрепил память об успешном предпринимателе, чья текстильная фабрика с большим успехом выпускала саржу, сатин и камлот.

Богатая наследница, эксцентричная и влиятельная, неоднократно выходила замуж. Сосед, видный промышленник и финансист Павел Павлович Рябушинский, стал первым мужем Александры Ивановны. Второй муж — Владимир Валерианович Дерожинский, поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка. В этом браке и был построен особняк в Штатном переулке. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года состоялся праздничный обед. И даже сохранился эскиз меню авторства Шехтеля.

В тот день на стол подавали суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареную дичь…

В 1910 году, однако, Дерожинские расстались. Александра выходит замуж в третий раз. Избранником становится Иван Иванович Зимин, текстильный фабрикант, директор «Товарищества Зуевской мануфактуры». Со всеми мужьями миллионерша Дерожинская ухитрялась сохранять добрые отношения.

Построить маршрут до особняка Дерожинской и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: