Евгения Гершкович

Московский дом: Российская государственная библиотека

2 мин. на чтение

Моховая, 5
19281941 гг.
Архитекторы: Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх

Щуко и Гельфрейх — блестящие представители петербургской архитектурной школы, выпускники Академии художеств, ученики Леонтия Бенуа и с начала 1920-х годов бессменные соавторы. Об их самом ярком совместном творении — здании Российской государственной библиотеки — рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Неоклассик Владимир Щуко по окончании Академии совершил традиционную пансионерскую поездку в Рим, где занимался обмерами исторических памятников. Возвратившись, сделал блестящую профессиональную карьеру. В проектах доходных домов Санкт-Петербурга зодчий новаторски объединял ренессансную схему фасадов со структурой жилой многоэтажки. В одном из зданий использовал так называемый колоссальный ордер — прием, логически завершенный И. Жолтовским в доме на Моховой в Москве. В формах же Русских павильонов на международных выставках в Риме и Турине 1910 года, трактуя их как парковые постройки, Щуко обыгрывал ампирные мотивы.

1968

Владимир Гельфрейх в 1911 году, будучи еще студентом Академии, идет работать в мастерскую Щуко, только что получившего звание академика архитектуры. Стоит ли говорить о несомненном влиянии находившегося в апогее славы архитектора на молодого, но многообещающего дебютанта?

В их совместном портфолио внушительный список объектов: здание иностранного отдела Всероссийской кустарно-промышленной выставки в Москве, пропилеи Смольного, фланкированные римско-дорическими портиками, Драматический театр в Ростове-на-Дону, Большой Каменный мост через Москву-реку, концепция Дворца Советов и многое другое. Но самым ярким проектом дуэта Щуко — Гельфрейх, выигравшим уже во втором туре закрытого конкурса, стало здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве.

Величественный портик крупнейшего 17-этажного книгохранилища, доминанта, стоящая напротив Кремля, фиксировала угол Воздвиженки и Моховой, или двух проектируемых в рамках планов реконструкции Москвы проспектов — аллеи Ильича, ведущей от Дворца Советов к трем вокзалам, и несуществующего в тот момент проспекта Калинина. Щуко и Гельфрейх фиксировали своим проектом переход от концепции авангарда к новой стилистике и идеологии, от конструктивизма к неоклассицизму. Для такого стилистического проявления уже современными исследователями был предложен термин «постконструктивизм».

Библиотека представляет собой гармоничную композицию, собранную из пяти корпусов, организованных вокруг внутренних дворов. Перед главным входом раскинулась просторная площадь.

Парадная репрезентативность диктовала включение в декор фасадов скульптурных рельефов, горельефов, карнизов, облицовки натуральным камнем. Интерьер Ленинки задумывался практически дворцовым, предполагающим торжественную мраморную лестницу, широкие вестибюли, читальные залы под высокими кессонированными потолками.

Построить маршрут до Российской государственной библиотеки и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: