Евгения Гершкович

Московский дом: усадьба Люблино

2 мин. на чтение

Летняя, 1, корп. 1
1790-е–1801 гг.
Архитекторы: Родион Казаков, Иван Еготов

Люблино, бывшее предместье — давно окраина столицы. В тихом парке на берегу сонного пруда за оградой скрывается старинная постройка с куполом. Про усадьбу Люблино рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Справочник XIX века восторженно свидетельствовал: «Дом сей походит много на сельские дома около Рима и с легкостию архитектуры имеет в себе нечто величественное».

В 1680-е местность принадлежала стольнику Григорию Петровичу Годунову, представителю славного боярского рода. Его дочь Аграфена вышла замуж за князя Владимира Никитича Прозоровского. В 1766 году на участке уже имелась небольшая усадьба с господским домом и хозяйственными постройками. В 1800 году Люблино достается московскому помещику Николаю Алексеевичу Дурасову, действительному статскому советнику, отставному армейскому бригадиру.

1900

Бригадир прослыл большим оригиналом, зато богат был несметно. Наследство Дурасову досталось от матушки, дочери крупного уральского заводчика. Купив княжеские владения, он воздвиг дворец, далекий от привычных помещичьих усадеб. Среди прототипов трехэтажного центрического павильона знаменитая вилла «Ротонда» Палладио и проекты Леду.

Распираемый гордостью от пожалованной звезды Св. Анны, бригадир повелел выстроить дом в форме орденского креста. Пусть в архивах пока не нашлось формуляра, подтверждающего получение Дурасовым награды, но равноконечный крест со скругленными колоннадами действительно лег в основу композиции люблинского дворца.

Бельведер увенчала статуя Аполлона. Каждый конец креста заполнили торжественные залы под коробовыми сводами. Центр отмечен двусветным купольным залом с росписью «гризайль». В крыльях устроены небольшие залы. Над фресками в парадных покоях трудились итальянские декораторы Доменико Скотти и Сантино Ольденелли. Плафон украшал символический сюжет «Пир Вакха на Наксосе», Круглый зал — «Триумф Венеры». Во втором этаже располагались жилые комнаты. Тройные венецианские окна с полуциркульным завершением смотрели в парк «в английском духе». Фасады покрывали изысканные гипсовые рельефы с танцующими фигурами. Авторство дворца приписывается Родиону Казакову, в это же время занятого выполнением заказа по соседству в усадьбе Кузьминки. Непосредственное наблюдение за возведением объектов Казаков поручил архитектору Ивану Еготову.

В 1862 году новые хозяева Люблино, купцы Конон Голофтеев и Петр Рахманин, владельцы фирмы, торгующей «модным дамским товаром», превратили поместье в дачный поселок. Один из двухэтажных флигелей снимал Федор Достоевский, где работал над пятой главой «Преступления и наказания».

Сильнейшим ураганом, пронесшимся над усадьбой в 1904 году, была снесена статуя Аполлона. На ее место сын Голофтеева водрузил так называемую Большую Геркуланянку, купленную в Гамбурге мраморную копию римской скульптуры 320–310 годов до н. э.

В 2007 году усадьба Люблино стала филиалом Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Лефортово-Люблино».

Построить маршрут до усадьбы Люблино и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: