Светлана Кесоян

Почему рестораны должны отказаться от специальных предложений навсегда

5 мин. на чтение

Горячка начинается с Дня влюбленных и потом бомбит без перерывов до самого лета, замирая только в августе, когда в ресторанах наступает полный штиль во время отпусков. С сентября эпидемия разворачивается по новой, но осенью хотя бы нет, слава богу, гендерных праздников. Один Хеллоуин, а потом перерыв до Нового года. Печь специальные блины в стиле триколор к Дню Конституции еще никому в голову не пришло, и это разумно.

Праздничный трепет

То, что я называю горячкой — это совсем не сезонные меню, это специальные предложения в ресторанах к праздникам, в которых человеческой истерики по разным причинам больше, чем в другие, будние дни. Улеглась волна дешевого просекко с неаппетитной закуской и бесконечной вереницей сердец из недорогого шоколада. За ним идут День защитника Отечества и 8 Марта. Трепещите. Потому что никто в нашем городе не может устоять и не начать придумывать ерунду.

Сначала я думала, что во всем виноваты несусветно расплодившиеся маркетологи (по совместительству эти люди часто подрабатывают пиарщиками). Именно они провоцируют ресторан забыть о своем постоянном меню и начать плодить идеи специальных предложений. Почему-то маркетологи считают, что, например, 8 Марта в ресторан люди придут есть и пить, только если на кухне приготовят что-то из ряда вон.

Проблема в том, что чуда не происходит. Если ресторан хочет порадовать посетителей чем-то экстравагантным и по-настоящему исключительным, то это должно быть приготовлено из качественных дорогих продуктов. Следовательно, себестоимость специального предложения логично станет выше среднего, а финальная цена будет высокой. Наши люди не хотят есть в ресторанах и кафе дорого, особенно по праздничным дням. В Международный женский день, как, впрочем, и в отечественный мужской, всех интересуют скидки, заключенные в этих самых специальных предложениях. Если есть возможность выпить пару бокалов по цене одного — годится. А если попутно к вину вам приносят еще немного мелкой и почти бесплатной закуски, то красота и аплодисменты.

Подразумевается, что комплиментарно перекусив и немного выпив, вы потом все остальное закажете по постоянному меню, и ресторан не останется в убытке. Есть, правда, в городе неопытные люди, которые вылетают в трубу со своими праздничными меню, продавая их по себестоимости или даже ниже — это несчастье происходит с ними из-за плохого знания математики и общего наивного гастрономического энтузиазма. Как правило, одного финансового фиаско достаточно, чтобы никуда больше не вылетать в следующем году.

Как все устроено

Итак, все начинается с того, что по ресторану начинает носиться пиарщик-маркетолог с выпученными глазами. Человек пытается донести до всех заинтересованных лиц единственную мысль: «Праздник на носу!» Паника распространяется быстро. Владельцы дают отмашку шеф-повару и управляющему. Пиарщик входит в фокус-группу по части креатива. Но основные надежды все-таки возлагаются на шеф-повара. С последним случается тихая мужская истерика, незаметная внешнему наблюдателю. Потому что шеф-повар — сильный человек. Он работает с огнем и остро заточенными предметами. Но деваться ему некуда. Он искренне не понимает, почему всем желающим нельзя просто заказать его еду по меню. Чем она плоха?

Но маркетолог-пиарщик гнет свою линию и предлагает что-нибудь «модное, здоровое, легкое и большое», чем можно было бы автоматически заинтересовать прессу ради публикации анонсов. Владельцы ресторана назначают дегустацию. Управляющий с умным видом делает вид, что готов на все ради достижения цели и увеличения посещаемости. Вокруг шеф-повара продолжает виться маркетолог. Шеф выдумывает кое-что, но понимает все подробности себестоимости и звезд с неба не хватает.

В день дегустации владельцы сажают за один стол жен, подруг и друзей. Общество пробует и делится критическими замечаниями. У собственников открывается третий глаз и дар провидения, и к шеф-повару поступает еще ряд инструкций. Шеф-повар проклинает все на свете, но опять же отчаяния своего никому не демонстрирует, потому что без толку. Себестоимость начинает ползти вверх. Еще одна дегустация — и опять критические замечания. Управляющий приходит на помощь и спасает заведение от разорения: владельцы пугаются себестоимости и просят придумать что-нибудь попроще. Маркетолог обиженно пыхтит по темным углам.

Про пресс-релизы и здравый смысл

В канун обозначенных дней моя почта и все мессенджеры завалены сообщениями, фотографиями и пресс-релизами. «Ужин самурая», например, стоит 7900 рублей, на фото — кусок жареного тунца с двумя зелеными стрелками лука. За салат, закуску с баклажанами, тунца, шоколадные трюфели и коктейль с японским виски просят вот именно столько денег. Надеюсь, у служащих Генштаба они есть. Готовит токийский шеф Джун Кондо.

А в грузинском ресторане будут всех бесплатно поить чачей (немного, одна стопка всего) и кормить бараном (за деньги), зажаренным на вертеле в тот же, может быть, день. В ответственном винном баре в тот же праздник собираются бесплатно раздавать десерты при предъявлении военного билета всем женщинам, у которых он имеется. Хорошее предложение, остроумное и редкое.

В итальянском ресторане обещают, цитирую: «Тестостероновые блюда: тартар из говядины с пеной из пармезана…  каре ягненка с весьма гастрономичными артишоками».

В другом ресторане в центре города защитникам предлагают заедать мясо «десертами, как у мамы: трубочками со сгущенкой и творожной запеканкой». Цены ничем привлекательным не отличаются, никаких особенных щедростей ни у кого не предвидится.

И возникает вопрос: а в чем, собственно, смысл? Приличные журналисты не публикуют дурацкие анонсы. Люди в праздничный день пойдут этот самый праздник отмечать в любом случае. Бокал дешевого красного или стопка водки бесплатно? Кому это все нужно? Студентам? Но они ввиду ограниченного бюджета не ходят по дорогим ресторанам, а если деньги есть, то там им просто скучно. Вся эта вакханалия рассчитана маркетологами для платежеспособной аудитории, для повышения интереса и потребительских настроений. Теоретически — да. Практически же получается, что просвещенным едокам весь этот цирк до лампочки. Если они зайдут в ресторан, то будут есть по меню то, что знают, любят и то, что им сегодня будет интересно. Именно их ждет хороший и талантливый шеф-повар, для них он готовит каждый день, не делая исключения по праздникам.

Выводы

Получается, что, с одной стороны, служба маркетинга и пиара отрабатывает свою зарплату. Выдумывание информационных поводов входит в их рабочие обязанности. Подведомственный ресторан должен быть все время на виду и на слуху. А на другой половине этого замкнутого круга бессмысленных специальных предложений находятся владельцы бизнеса, которым почему-то весь процесс не кажется странным и лишенным материальных оснований. Достаточно отчета по продажам, чтобы понять, что в праздничные вечера с посещаемостью и так все в порядке. А если люди не пришли, то дело не в этих предложениях, а в уровне обслуживания, например, или в качестве еды. Но над этим надо бы работать в ежедневном режиме, а не ради праздников.

Другое дело Масленица или Великий пост. В их время и блины, и растительная пища начинают интересовать даже тех, кто вообще про все это никогда не помнит. Тут я не спорю и не возмущаюсь. Хорошо, что День труда, он же Первомай, никто специальными меню не отмечает. А то могли бы организовать субботник и лепить дешевые суши руками посетителей. Слепил, съел, заплатил. Идеальная схема, будет работать без анонсов. Достаточно запустить сарафанное радио по бульварам и окрестным переулкам. Но я лично за право свободного выбора. Мне не нужны чьи-то подсказки на тему того, что мне сегодня есть. Я люблю доверять хорошему шеф-повару исключительно потому, что он не обманывает ожиданий 365 дней в году, и качество его еды не зависит даже от новогодних каникул.

Подписаться: