Периферийное зрение: как работа в «Москвич Mag» сделала из меня художника
Профессионально я уже несколько лет живу двойной жизнью — примерно как Брюс Уэйн и его альтер эго Бэтмен. Автор статей Давид Крамер — днем, а художник Паша Зельдович — в темное время суток.
Мое архитектурное образование и многолетняя привычка к компьютерному 3D-моделированию развились в карьеру профессионального художника: картины и видео, изготовленные на компьютере и часто осмысляющие городские реалии. Опыт архитектурного проектирования логично эволюционировал в интерес к тому, что движет городом, а вскоре — к написанию более 50 статей в «Москвич Mag» об архитектурных стилях и устройстве жизни в разных районах Москвы.
Рефлексия о городской жизни до какой-то степени свойственна многим, кто занимался архитектурой или учился на эту профессию. Например, в качестве прохожих мы чаще всего видим здания иначе, чем остальные люди. Как правило, мы можем с точностью сказать, когда здание было построено. Для большинства же это просто дома, которые в уме можно лишь условно разделить на новые, советские и старинные (потому что с колоннами).
Большая часть моих статей для «Москвич Mag» связана с опытом прогулки по тому или иному району Москвы. Также я писал несколько материалов для рубрики «Москвич за МКАДом» — о поездках по другим городам России. Поначалу я смотрел на новые места глазами любого внутреннего туриста: местные достопримечательности, места для прогулок, музеи, красивые уголки, бары и рестораны. Я выглядывал их как в центре, так и на окраинах. И чем дальше от кремлевских стен находился район, тем меньше было этих ярких всплесков. Поэтому нужно было искать суть, правду и эмоции в чем-то другом. Постепенно я начинал осознавать, что изначально моя «линза» была ошибочно смещена в сторону поиска «ярких проблесков». Подлинное ощущение жизни и эмоций находится не в условно «интересных» или знаменитых местах с открыток, а в местах якобы скучных, но повсеместных. Парковки, продуктовые киоски, районные супермаркеты, гаражные кооперативы, шиномонтаж, чуть изношенные детские площадки, решетки и кондиционеры на окнах, развешенное во дворах белье. Об этих вещах не принято писать и даже думать. И даже местные жители не поняли бы — зачем смотреть на парковку, когда рядом стоит известный памятник?
Но парадокс в том, что именно в этих бытовых, условно «скучных» местах и ситуациях эти местные жители проводят и будут проводить большую часть своего времени. Каждый день. В каждом районе и городе страны. И сегодня. И завтра. И послезавтра. Но житель не будет считать эти фрагменты частью своей жизни. Слишком предсказуемо и буднично. Не то что прошлогодний отпуск в Египте. И неважно, что тур в Египет длился всего неделю, а парковка, хаотичный двор и магазин «Пятерочка» на углу — реальное окружение весь остальной год.
Именно сюда возвращаются каждый день — в хорошем или плохом настроении. Здесь любят и бросают, женятся, зачинают и растят детей, здесь матерятся на запершего чужую машину соседа, молодые мамы скучают на детской площадке, а мужики покупают пиво на исходе тяжелого дня. Но это не попадает на фото в соцсетях и даже не останется в памяти. А между тем это и есть основа наших будней. Это слой «невидимого большинства» городского пространства.
И именно ему я решил посвятить свою серию картин и видеоарта «Периферийное зрение», выставка которых откроется в галерее «Триумф» 30 апреля. Само название отсылает к вещам, которые окружают нас, оставаясь незамеченными. По следам своих поездок для статей в «Москвич Mag» я рисовал эскизы, а затем превращал их в компьютерные 3D-модели. Распечатав их на холсте, я покрывал их слоем акриловой краски.
Самый ценный комплимент достался мне пока от работника типографии, где я печатал свои работы: «Блин, вот куда ни поеду теперь в городе — везде автоматически вижу твои работы. Теперь не могу смотреть на город, как раньше». Для того я их и делаю!
Фото: Павел Зельдович