search Поиск
Илья Иванов

У парка Горького новый директор. Почему они меняются так часто?

14 мин. на чтение

В ЦПКиО им. М. Горького, «главном парке страны», как его принято называть, в очередной раз сменился директор — Павел Сергеевич Трехлеб уступил это место Елене Амирановне Лупиной (Угрехелидзе), которая стала уже шестым по счету директором парка за последние восемь лет.

«Москвич Mag» попытался понять, в чем может скрываться причина столь частой смены директоров центрального парка столицы?

Парк Горького был создан согласно постановлению Моссовета от 16 марта 1928 года об устройстве «в Москве парка культуры и отдыха на территории бывшей сельскохозяйственной выставки, Нескучного сада и Воробьевых гор». Для организации парка предполагалось использовать инфраструктуру и павильоны, оставшиеся от прошедшей на этом месте в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Между постановлением о создании парка культуры и отдыха в марте и его небеспроблемным открытием в августе того же года прошло всего пять месяцев.

Первым директором парка стал Георгий Иванович Лебедев — бывший директор ВСХВ. Это он руководил лихорадочными работами по подготовке парка к открытию в августе 1928 года и в целом «не оправдал доверия» тогдашних московских властей. Кроме того, Лебедев хоть и был убежденным коммунистом, но не имел опыта организации «культурно-просветительской работы» среди населения, которая должна была стать краеугольным камнем работы нового парка. О предназначении парков культуры и отдыха для пропаганды коммунистического мировоззрения писал в своей вышедшей в 1932 году книге «Отдых миллионов» Е. Хазин: «Парк — огромная фабрика переделки человеческого сознания, перестройки быта, гигантский агитатор, под самым непосредственным руководством партии выполняющий огромную работу по политическому и культурному воспитанию миллионов. Вместе с тем парк — место веселья, оздоровленья и физической закалки его многотысячных посетителей. В этом сочетании политического воспитания с весельем и отдыхом и заключается основная задача парка».

Важнейшим событием в формировании Центрального парка культуры и отдыха становится отстранение Лебедева в 1929 году и назначение на пост директора Бетти Глан. Бетти Николаевна родилась в Киеве в еврейской семье. Ее настоящее имя — Берта Наумовна Мандельцвейг, псевдоним Глан она взяла в честь героя книги К. Гамсуна «Пан» лейтенанта Томаса Глана. До того как стать директором парка, Бетти Глан, загоревшись идеями революции, работала в революционном комитете Киева, а затем в Одессе, где хорошо зарекомендовала себя перед народным комиссаром просвещения А. В. Луначарским, по указанию которого была переведена в Москву. В Москве работала в Наркомате просвещения, организовала заводской клуб на заводе №1 им. Авиахима. Покровительство Луначарского и работа в наркомате помогли ей сначала стать руководителем сектора массовой работы парка, а потом занять пост директора.

Годы директорства Бетти Глан с 1929-го по 1937-й фактически стали периодом формирования парка на десятилетия вперед. Под руководством Глан парк, получивший в 1933 году наименование в честь «первого пролетарского писателя» Максима Горького, стал экспериментальной площадкой «массовой работы по организации досуга населения». На основании опыта и практик московского парка Горького шло формирование и культурно-событийное программирование других парков культуры и отдыха в Москве и по всему СССР.

Бетти Глан привлекла к планированию и оформлению парка известнейших театральных художников и архитекторов своего времени: братьев Стенбергов, Эль Лисицкого, Константина Мельникова, Александра Власова, Ивана Жолтовского, Михаила Коржева. Согласно воспоминаниям и свидетельствам, Глан была прекрасным организатором. При ней в парке начали проводить массовые мероприятия, карнавалы, ставшие впоследствии ежегодными, спортивные состязания, на Голицынском пруду осуществляла свои постановки театральная труппа «Остров танца», по проекту архитектора и планировщика ЦПКиО Александра Власова проведена масштабная реконструкция Пушкинской набережной — главного и самого протяженного променада парка и многое другое.

В 1937-м был арестован и расстрелян муж Бетти Глан, югославский коммунист и функционер Коминтерна Милан Горкич. Вслед за мужем была арестована и сама Глан, однако ей удалось избежать расстрела — она провела больше 10 лет в лагерях, в 1949-м была отправлена в ссылку в Ивановскую область, откуда вернулась в Москву в 1954 году. Существуют две версии причин ареста Глан. Первая — из ее мужа под пытками выбили ложный оговор жены, что было повсеместной практикой следователей НКВД того периода. Вторая версия больше похожа на городскую легенду, однако также имеет право на существование — якобы в один из сентябрьских дней 1937-го ЦПКиО в очередной раз должен был посетить Сталин. Его приезда ожидали во второй половине дня, поэтому утром в преддверии встречи с «вождем всех времен и народов» Глан отлучилась с рабочего места в парикмахерскую. Однако Сталин приехал на несколько часов раньше, директора на месте не оказалось, и ее судьба была предрешена.

После ареста Бетти Глан на посту директора ее сменила Ксения Александровна Иванова, руководившая работой парка во время Второй мировой войны. При ней была начата послевоенная реконструкция парка. В 1952 году на пост директора была назначена А. С. Родина, руководившая «главным парком страны» ровно 10 лет. При ней реконструкция была продолжена — в 1955 году была возведена знаменитая арка с колоннадой главного входа. В 1962 году Родину сменил Анатолий Валаев, ранее возглавлявший Московский клуб милиции, которого в свою очередь через 13 лет сменил Владимир Зенкин, при котором парк, как и все позднесоветское общество и государство, переживал эпоху развитого застоя. Зенкин директорствовал 10 лет, до начала перестройки, когда в 1985 году на пост директора ЦПКиО, по слухам, не без поддержки тогдашнего первого секретаря Московского горкома КПСС Бориса Ельцина, был назначен Павел Киселев — человек по тогдашним меркам либеральных взглядов, запомнившийся покровительством не входивших в советский эстрадно-музыкальный официоз рок-музыкантам во главе со Стасом Наминым. Благодаря Киселеву многие впоследствии знаменитые российские рок-музыканты получили постоянную репетиционную базу, студию и концертную площадку в «Зеленом театре» парка Горького.

При раннем Киселеве, во второй половине 1980-х, парк Горького стал одним из главных мест свободы творчества, самовыражения и высказывания в Москве — там проходили юмористические карнавалы в День смеха 1 апреля, вернисажи и выставки совсем еще недавно запретного современного искусства и даже первые в СССР конкурсы красоты. По слухам, когда Ельцина сняли с должности первого секретаря МГК (то есть фактического руководителя Москвы) в ноябре 1987 года, он якобы приехал на рабочее место своего приятеля Киселева в администрации парка Горького у Крымского моста, где они до утра пили водку и беседовали «за жизнь». По воспоминаниям подчиненных Киселева, его главным девизом было «Основная функция парка — не мешать людям отдыхать».

Но именно при Киселеве в начале 1990-х годов, когда на руинах советской государственной плановой экономики расцвел дикий капитализм, самые лакомые территории партерной части парка Горького были фактически незаконно переданы в долгосрочную аренду владельцам аттракционов «Чудо-град» и «Луна-парк». Парк Горького заполонил самострой: всевозможные киоски, шашлычные, балаганы, а остальная территория парка медленно погрузилась в хроническую разруху и запустение.

В 2000 году Киселева сменил на посту директора его заместитель Александр Зорин. В его директорство парк переживал самый острый кризис в своей истории — садово-парковый ансамбль ЦПКиО и входящие в него объекты культурного наследия фактически уничтожались в угоду сиюминутной коммерческой выгоде, памятники архитектуры, которых на территории парка Горького более 40, в подавляющем большинстве были заброшены, постепенно превращаясь в руины. Почти все, хоть раз посетившие парк в те годы, вспоминают о его крайней запущенности и замусоренности. Кроме аттракционов и шашлычных в парке нечем было заняться. Для размеренного, тихого или спортивного отдыха на природе он тоже уже не подходил. Как рассказывал новый директор парка Сергей Капков в апреле 2011 года, «проектировщики заложили здесь [в парке] 15 аттракционов, а их 105. И у каждого своя музыка. Хочешь попасть в тишину аллей, а оказываешься в сумасшедшем доме. Трезвым тут находиться невозможно».

Ежегодное количество посетителей парка постепенно снижалось, однако аттракционы продолжали приносить сверхприбыли. Как выяснилось впоследствии, при ревизии парка в 2011 году, многие арендаторы, и в первую очередь владельцы аттракционов, по каким-то причинам годами не платили парку арендную плату за использование его территории, а на сами аттракционы не имелось никакой сопроводительной технической документации.

Во время директорства Зорина, в 2006 году, мэрия Москвы приняла постановление о «реконструкции парка Горького» с возможностью продажи до 75% акций парка частным инвесторам. Многие тогда небезосновательно полагали, что под эвфемизмом «реконструкция» скрываются планы городских властей во главе с Юрием Лужковым и девелоперов из ближайшего окружения его жены Елены Батуриной по расчленению территории парка с последующим строительством на полученных участках элитного жилья. По слухам, Зорин должен был стать проводником интересов окололужковских девелоперов по расчленению парка. Однако после широкого общественного резонанса и протестов эти планы были поставлены на паузу. Кстати, в 2008 году стало известно о планах Батуриной по «реконструкции ЦДХ» на Крымском Валу, то есть попросту его сносу и строительству на освободившемся месте элитного жилого комплекса «Апельсин» по проекту близкого к Лужкову и Батуриной британского архитектора Нормана Фостера. Эти планы также вызвали шквал протестов градозащитников.

В августе 2010 года, незадолго до увольнения президентом Медведевым Лужкова, директором парка Горького был назначен Вячеслав Король, до этого работавший в «Гостином дворе» на Ильинке. Король и близкие к нему инвесторы планировали превратить ЦПКиО в парк развлечений «Нескучный Горький». Как считает пожелавший остаться неназванным сотрудник парка в эти годы, Король был ставленником Батуриной и близких к ней девелоперов. После отставки Лужкова и назначения врио мэра Москвы Собянина была принята программа реальной комплексной реконструкции парка Горького — восстановления его садово-паркового ансамбля и возвращения первоначальных культурно-рекреационных функций.

В марте 2011 года директором парка был назначен Сергей Капков — бывший политтехнолог, наперсник и менеджер Романа Абрамовича. В декабре 2003-го Капков был избран депутатом Государственной думы четвертого созыва, а в декабре 2007-го переизбран в Думу пятого созыва. Ради должности директора парка Горького Капков сложил с себя депутатские полномочия. Именно при Капкове начались комплексная реконструкция и всестороннее преображение парка после более чем 30-летнего периода запустения.

Однако, по мнению многих бывших сотрудников парка и людей, имевших к его работе прямое или косвенное отношение, основная заслуга реинкарнации московского ЦПКиО в первой половине 2010-х годов принадлежит Ольге Захаровой, в короткий период директорства Капкова, с марта по октябрь 2011-го, занимавшей пост заместителя директора. Пробыв директором парка несколько месяцев, в октябре Капков пошел на повышение, заняв пост главы департамента культуры Москвы, которому, кроме прочего, подчиняются все столичные парки. Одним из своих первых приказов в качестве городского министра культуры Капков назначил своего бывшего зама Захарову директором.

Сейчас время директорства Захаровой принято вспоминать с ностальгией как «золотые годы» обновленного парка Горького, бывшего в тот период, как тогда его иногда называли, «хипстерской резервацией», «островом свободы» творчества и самовыражения посреди постлужковской, раннесобянинской Москвы.

Именно при Захаровой полузаброшенная территория окончательно превратилась в эталонный, флагманский парк культуры и отдыха, опыт которого прямо копировали другие парковые площадки не только Москвы, но и всей страны. При Захаровой парк стал таким, каким мы его знаем сейчас: с велодорожками, современным оборудованием и инфраструктурой, чистыми туалетами, музеем современного искусства «Гараж», пляжем на Пионерском пруду, с волейболом и пинг-понгом летом и огромным искусственным катком зимой. В директорство Захаровой к парку был вновь присоединен природный заказник «Воробьевы горы», а по Нескучному саду стало можно ходить, не утопая в грязи — общая площадь ЦПКиО в 2015 году составила 250 гектаров. Именно при Захаровой парк Горького перешел на полную самоокупаемость.

По словам куратора архива парка Горького и его экскурсионных программ Елены Соболевой, ветерана, проработавшего в парке 30 лет, «всепогодный каток парка был впервые открыт при Захаровой, а также запущен единственный в Москве quiz-квест на катке для любителей интеллектуальных игр».

30 сентября 2015 года, в последний день летнего сезона, Ольга Захарова была неожиданно уволена с поста директора парка. «Мы сегодня сидели с Олей за компьютером и смотрели презентацию, в кабинет зашли несколько мужчин, которые попросили Олю ознакомиться с приказом о ее увольнении», — рассказывала в тот же день журналу «Афиша» Дарья Беглова, креативный директор парка из команды Захаровой, для которой 30 сентября 2015 года также стал последним рабочим днем в парке. Интересно, что за несколько месяцев до этого, в марте 2015-го, Сергей Капков, протеже которого считалась Захарова, был вынужден покинуть пост столичного министра культуры — Захарова, таким образом, лишилась своего главного покровителя в правительстве Москвы. Слухи о ее скором увольнении появились почти сразу после ухода Капкова и прихода на должность московского министра культуры Александра Кибовского. Как утверждают бывшие подчиненные Захаровой, ее увольнение было, скорее всего, продиктовано тем, что правительству Москвы на этом посту директора центрального парка был нужен кто-то более управляемый и послушный, а Захарова такой не была. Комментируя свое увольнение, Захарова называла свою отставку «необоснованной и несправедливой», заметив, что, «к сожалению, так и не получила никаких объяснений и причин непродления со мной контракта».

На следующий день главой парка, объединенного с соседним парком искусств «Музеон», стала Елена Тюняева, возглавлявшая последний с 2011 года.

Как тогда писали об этом назначении московские СМИ, «о Елене Тюняевой известно немного»: окончила РХТУ им. Менделеева. Сначала работала арбитражным управляющим «Музеона», в 2011 году стала его директором. Небольшой парк, площадью меньше 20 гектаров, сейчас известный как парк искусств «Музеон», входящий в состав парка Горького, изначально задумывался архитекторами и планировщиками как продолжение зеленых набережных парка Горького вокруг построенного в конце 1970-х здания ЦДХ/Новой Третьяковки. Однако долгое время он оставался фактически бесхозным. С начала 1990-х годов сюда свозили демонтированные советские памятники и скульптуры, в середине 1990-х тут возник стихийный вернисаж — выставка-ярмарка московских и провинциальных художников, в 2000-х тут часто устраивали хмельные капустники и перформансы различные художники и скульпторы, но в ту пору большую часть времени парк был безлюден.

Именно под управлением Елены Тюняевой в 2011–2015 годах «Музеон» превратился в привычное нам теперь изысканное, уютное и гармоничное парковое пространство на Крымской набережной. В 2013-м тут были проведены комплексные работы по реконструкции и благоустройству, а бывшая до этого формально проезжей Крымская набережная стала пешеходным променадом и вошла в состав «Музеона». При Тюняевой «Музеон» стал удивлять публику обширной программой концертов и фестивалей, проходивших с мая по сентябрь едва ли не каждую неделю.

Однако Тюняева задержалась на посту директора ЦПКиО всего на год, проруководив парком один зимний и один летний сезон; она была уволена приказом в октябре 2016 года — якобы результатами ее пребывания в должности директора объединенного парка были недовольны в мэрии, поэтому не стали продлевать ее годовой контракт после его истечения. С 4 октября 2016 года директором парка Горького стала Марина Люльчук, до этого занимавшая пост директора объединенной дирекции «Мосгорпарк», то есть структуры, входящей в состав департамента культуры Москвы и осуществляющей руководство всеми парками столицы. Люльчук тогда стала уже четвертым по счету директором парка за пять лет. Тюняева же спустя какое-то время возглавила фонд «Винзавод».

Марина Люльчук, имея высшее строительное образование, в 2005–2012 годах трудилась в сфере ЖКХ на должностях ведущего инженера управы Хамовников и директора по ЖКХ района Тропарево-Никулино. В 2012-м ее назначили директором парка «Кузьминки», откуда она перешла в «Мосгорпарк» сначала на должность заместителя директора по вопросам благоустройства парковых территорий, а в июне 2013-го возглавила всю структуру. По свидетельствам ее бывших подчиненных, на посту директора парка Горького Люльчук как профессиональный инженер-строитель больше всего внимания уделяла благоустройству территорий и реставрации памятников архитектуры.

В целом бывшие коллеги отзываются о Марине Люльчук положительно, при ней в парке была построена детская игровая площадка «Cалют», был сооружен и благоустроен новый вход в парк с Ленинского проспекта, реализовано много других инфраструктурных и реставрационных проектов. В период директорства Люльчук в 2018 году прошла серия грандиозных торжеств, посвященных 90-летию парка Горького, кульминацией которых стал музыкальный фестиваль на Голицынском пруду. Один из бывших сотрудников парка, пожелавший остаться анонимным, говорит, что «при Люльчук не было бы и не могло быть шашлыкиад и другой пропагандистской х**ни». Вместе с тем, добавляет собеседник, «под конец [своей работы директором парка] Люльчук немного зазналась, почувствовала себя звездой, когда интервью и фотосессии с ней стали публиковать в журналах, но в целом была хорошим и грамотным директором».

Однако по иронии судьбы крест на успешной карьере Марины Люльчук в структуре «Мосгорпарка» был поставлен громко и неожиданно как раз в результате недосмотра и халатности в сфере строительства — в новогоднюю ночь 1 января 2019 года, в разгар массовых катаний и гуляний на катке парка Горького, обрушился деревянный пешеходный переход через каток, не выдержав веса столпившихся на нем десятков людей, смотревших новогодний салют. В результате пострадали 13 человек. Обошлось без серьезных травм, однако публичные репутационные потери для московских властей оказались весьма ощутимы. Как выяснилось впоследствии, обрушение перехода через каток произошло в результате халатности и ошибок в проектировании подрядчиков парка по строительству катка. Так или иначе, буквально в этот же день, 1 января, по распоряжению мэра Собянина департамент культуры уволил Марину Люльчук с должности директора парка. Собянин тогда отметил, что решение об увольнении Люльчук было для него непростым.

Временно исполняющим обязанности директора парка Горького был назначен руководитель структуры «Мосгорпарк» с 2016 года Вячеслав Дунаев. Окончивший в начале 2000-х Академию гражданской защиты МЧС РФ и потом несколько лет служивший в армии Дунаев до начала руководства «Мосгорпарком» два года руководил парком Победы, а до этого был заместителем директора парка «Северное Тушино». Как заявили пожелавшие остаться анонимными бывшие сотрудники парка, врио директора Дунаев очень редко появлялся в администрации парка, совмещая исполнение обязанностей директора со своей основной деятельностью по руководству «Мосгорпарком»: «Мы его видели за год буквально два-три раза, а руководство парком от его имени осуществлял назначенный им заместитель директора». Вероятно, памятуя свой опыт в парке Победы, к 9 мая 2019 года врио директора пожелал устроить в парке масштабную выставку военной техники в коллаборации с Министерством обороны, однако этим планам не суждено было сбыться по техническим причинам.

16 сентября 2019 года вместо врио директора Дунаева на должность постоянного директора парка был назначен Павел Трехлеб, перешедший в ЦПКиО с должности директора парка «Зарядье», который он открывал в 2017 году, а потом два года налаживал работу этого «гибридного общественного пространства», как называют «Зарядье» его создатели из российско-американского архитектурного консорциума. По словам бывшего сотрудника парка «Зарядье», Павел Сергеевич Трехлеб «очень опытный аппаратчик, знающий, как не подставиться под удар, тонкий политик, хорошо чувствующий конъюнктуру, всегда держит нос по ветру»; человек из семьи военных и военного склада ума и характера, непьющий и некурящий, регулярно занимающийся спортом, жесткий с подчиненными. Вместе с тем Трехлеб, несомненно, обладает «своеобразной дьявольской харизмой и очарованием». По утверждению собеседника, не будучи выходцем из творческой среды, Трехлеб при этом умел найти общий язык со всеми, «магнетически заговорить и убедить» людей самого разного склада, от чиновников самого высокого статуса до людей свободных профессий. По словам собеседника, в коллективе администрации парка «Зарядье» многие были убеждены, что их директор владеет навыками гипноза. Однако, по мнению бывшего сотрудника администрации «Зарядья», в парке Горького Павел Сергеевич был не совсем на своем месте: «он больше про парк “Патриот” (военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации. — “Москвич Mag) или что-то в этом роде. Для меня было абсолютно показательно, что после его прихода на должность директора ЦПКиО там вскоре состоялся фестиваль “Ночных волков”».

Обсуждая в 2019 году известие о назначении Павла Трехлеба на пост директора парка Горького, журналисты «Москвич Mag» осторожно предполагали, что это еще один шаг Павла Сергеевича на пороге карьерного взлета, приводя в пример головокружительный взлет другого директора ЦПКиО Сергея Капкова, который в 2011 году, проработав несколько месяцев на должности директора парка Горького, ушел на повышение в московское правительство. Однако прорыва не случилось: как сообщал в ноябре прошлого, 2021 года, ссылаясь на свои анонимные источники, РБК, что подтверждают осведомленные источники автора этого текста, в мэрии к Трехлебу накопился ряд претензий.

Слухи о возможном увольнении Павла Трехлеба с должности директора ЦПКиО стали циркулировать относительно давно, а 13 ноября прошлого года, что характерно, накануне дня рождения Павла Трехлеба, РБК со ссылкой на свои источники в мэрии Москвы сообщил, что тот может вскоре покинуть свой пост. Наконец, в марте источникам «Москвич Mag» стало известно о принятом в мэрии Москвы решении — парк было предложено возглавить бывшему заместителю директора по спецпроектам парка Горького Елене Угрехелидзе, после замужества взявшей фамилию Лупина.

Проработавшая почти восемь лет в парке Горького на должности заместителя директора по спецпроектам, Елена Лупина в 2018 году перешла на работу в департамент транспорта Москвы на должность гендиректора по организации мероприятий, где проработала около двух лет. В августе 2020 года она была назначена заместителем министра культуры Нижегородской области, где непосредственно участвовала в подготовке череды культурных мероприятий и торжеств, приуроченных к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода, который масштабно отмечался в прошлом году. 1 марта этого года Лупина покинула должность замминистра нижегородского правительства, как сообщалось, по собственному желанию.

По словам бывшего руководителя музейного отдела парка Ксении Владимировой, «Елена Амирановна с характером, требовательная, у нее очень развит хороший вкус и всегда есть свое мнение. Во время ее работы заместителем директора по спецпроектам парка Горького она фактически отвечала за все мероприятия, которые проходили в парке, от открытия катка и празднования Нового года до Дня Победы и летних музыкальных фестивалей. Сотрудники ее направления всегда ей очень преданы, у нее была сплоченная команда, которая работала как часы, и она никогда не давала своих в обиду, такой душевный человек. Жесткая, но по делу, у нее всегда все было под контролем. На мой взгляд, Елена Амирановна лучшее, что может случиться с парком Горького сегодня, она, кажется, даже писала кандидатскую работу про парк Горького, знает каждый его метр и любит его».

Почти все собеседники, включая бывших и действующих сотрудников парка Горького, в целом согласны с тем, что должность его директора «немного токсична», всегда находится в центре внимания, «на особом контроле» у московских властей. Занимая эту должность, можно очень легко и быстро нажить себе недоброжелателей, много людей сами мечтали бы эту должность занять, другие влиятельные акторы — «посадить на нее» своих ставленников. Должность директора ЦПКиО сопряжена с регулярным стрессом и требует от занимающего ее человека самого высокого уровня профессиональных качеств, внимательности к мельчайшим деталям, умения постоянно балансировать и находить компромиссы между различными группами интересов, быть дипломатом, администратором, хозяйственником и настоящим лидером для своей команды, хорошо чувствовать вверенный в управление парк — огромный живой организм площадью 212 гектаров со сложной разветвленной инфраструктурой, в которой по штатному расписанию работают почти 500 постоянных сотрудников, не считая сезонных рабочих. Остается лишь пожелать Елене Лупиной удачи и (вопреки «традиции» частой смены директоров в последние годы) долгих лет на новом рабочем месте.

Подписаться: