Это был год торжества оригинального фильма ужасов, конца очередной фазы Marvel, триумфа южнокорейского кино и Netflix, возвращения оригинального детектива, лучших фильмов о разводе и автомобильных гонках за десятилетия и сразу двух Брэдов Питтов. Неплохой год, есть что пересмотреть или наверстать упущенное.
«В объятиях лжи»
Знаток качественного мусорного жанра Нил Джордан, автор «Интервью с вампиром» и «В компании волков», попросил Изабель Юппер побегать за Хлоей Грейс Морец с ножницами, а Юппер в роли коварной психопатки — зрелище, которое нельзя пропускать.
«Мы»
Мало того, что Джордан Пил не провалился после своего режиссерского дебюта двухлетней давности «Прочь». Он снял еще более масштабную и жестокую в своей правдивости картину раскола общества, при этом легко перепридумав законы жанра хоррора.
«Мстители: Финал»
Совсем недавно Мартин Скорсезе запустил массовую дискуссию в интернете, заявив, что не считает кинокомиксы искусством: «Это не кино». Четвертая часть саги про «Мстителей», возможно, и не кино, но самое впечатляющее зрелище года (к тому же собравшее в прокате 2,8 млрд долларов). Называйте это как хотите, но когда супергерои, превращенные в прах Таносом в прошлой части, вышли на решающую битву, по коже любого зрителя, пусть даже и не поклонника комиксов, побежали приятные мурашки. Если это не кино, то что еще?
«По воле божьей»
Серьезное обращение часто слишком легкого, чтобы воспринимать его всерьез, Франсуа Озона не только к теме педофилии в рядах католической церкви, но и способности близких людей слышать и понимать друг друга.
«Джон Уик 3»
Как может не нравиться фильм, главный герой которого по имени Баба Яга убивает врага сборником русских народных сказок Александра Афанасьева, а потом идет встречаться с Анжеликой Хьюстон в театр «Тарковский», откуда прямиком отправляется в Касабланку?
«Та еще парочка»
Кандидат в президенты Шарлиз Терон, научившаяся спать стоя из-за постоянной занятости и усталости, очень смешно крутит роман со своим спичрайтером и ленивым неудачником Сетом Рогеном, няней которого была в молодости. Лучшая комедия года, напоминающая великие ромкомы Любича и Хоукса золотой эпохи Голливуда.
«Человек-паук: Вдали от дома»
Режиссер Джон Уоттс снял, казалось бы, детское кино как психодраму, которую больше ждешь от Дэвида Линча. Это фильм о том, что мы живем в мире, где ничто не является тем, чем кажется. Человек-паук оказывается в череде реальностей-симулякров одна другой страшнее. Твердая почва, как у многих сейчас, в эпоху круглосуточной пропаганды, фабрик троллей и постправды, уходит из-под ног — кажется, «Человек-паук» пытается быть документальной драмой, а не легким детским развлечением.
«Паразиты»
Бодро начавшись как драма с социальной издевкой, один из лучших фильмов года, вместо того чтобы вырулить по прямой к финалу о подрыве бедными несправедливой системы (хотя это тут тоже есть), быстро превращается в комедию и даже фарс, чтобы вдруг завершиться кровавым хоррором и — что еще более неожиданно — сентиментальной (совсем не в отрицательном смысле) драмой. Победитель Каннского кинофестиваля и главный претендент на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Солнцестояние»
Наивные американцы в ловушке шведской языческой секты — реноватор хоррора Ари Астер снимает так, будто молодой Вуди Аллен превратился в Уэса Крэйвена, насмотревшегося Ингмара Бергмана.
«Однажды в… Голливуде»
Лучший фильм Квентина Тарантино со времен «Убить Билла», то есть за полтора десятилетия. Если в предыдущих картинах он брал определенное историческое явление (Вторую мировую, рабство) или жанр (вестерн) и предлагал его альтернативную версию, как бы переписывая историю (убийство Гитлера в парижском кинотеатре, например), то его новый фильм посвящен не просто одному жанру или историческому периоду, а Голливуду как таковому, мифу, который не просто иногда лучше реальности, но часто ее и меняет.
«К звездам»
По Джеймсу Грею герои боевика давно умерли, их место занял ранимый мужчина (Брэд Питт, ищущий в космосе своего отца Томми Ли Джонса), готовый на сострадание и прощение.
«Джокер»
Снятая бывшим комедиографом Тоддом Филлипсом на одной ноте предыстория бэтменовского злодея была бы сильно хуже, если бы не игра Хоакина Феникса. Фильм из тех, которые вызывают оживленную дискуссию скучающих клерков, сомневающихся в правильном жизненном выборе, но считывать цитаты из раннего Скорсезе приятно.
«Дождливый день в Нью-Йорке»
Сорок девятый фильм Вуди Аллена похож на попурри из его старых тем, которые он когда-то исследовал гораздо интереснее. Или, местами, на старый анекдот, который рассказывает любимый всеми старик, не подозревающий, что шутка с бородой и анекдотец пошловат. «Дождливый день в Нью-Йорке» не попадает даже в первую двадцатку лучших фильмов Аллена, и все равно его интереснее смотреть, чем три четверти всего, что идет в кинотеатрах сегодня.
«Ford против Ferrari»
Лучший фильм об автомобильных гонках (и настоящем профессионализме) не только года, но и века. И прекрасный фильм о человеке, для которого достижение мечты становится наваждением.
«Ирландец»
В этом году два фильма в списке лучших были произведены не традиционными голливудскими студиями, а стриминговым сервисом Netflix, и выпущены им в символический кинопрокат, чтобы иметь шансы на «Оскар». Эти шансы есть и у «Брачной истории», и у «Ирландца». Netflix позволил Мартину Скорсезе сделать фильм, который в традиционной системе киноиндустрии сейчас невозможно представить: стоивший в производстве 140 млн долларов долгий подробный рассказ о наемном убийце на службе у мафии (Роберт Де Ниро), который в конце жизни пытается заслужить прощение дочери. Если бы не недостоверные омоложенные лица Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши, искаженные средне выполненными спецэффектами, такой фильм скорее можно представить в одном ряду с «Однажды в Америке» и «Крестным отцом», чем в современных кинотеатрах.
«Брачная история»
Еще один фильм Netflix, снятый Ноа Баумбахом — лучший фильм о разводе за последние 40 лет.
«Достать ножи»
Лучший детектив года, этакий перенесенный в современную Америку Эркюль Пуаро, только полностью оригинальный, сочиненный и снятый Райаном Джонсоном. У Агаты Кристи достойный преемник.
«Сиротский Бруклин»
Один из самых недооцененных фильмов года, посвящение Эдварда Нортона старым нуар-детективам о реновации в Нью-Йорке 1950-х с отличными актерскими работами, чего естественно ожидать от хорошего актера, снимающего кино раз в два десятилетия.