Почему вы должны меня знать: художник и музыкант Lisokot
Меня зовут Варя Павлова. Я работаю в сфере современного искусства и экспериментальной электроники.
Порой бывает не совсем просто объяснить человеку, далекому от этих областей, чем именно я занимаюсь. Особенно в нашей стране. А слово «певица» не описывает их в полной мере. Так что зачастую парой словосочетаний представление не ограничивается.
Творчество превратилось для меня в профессиональную деятельность еще в самой ранней юности. Когда с урока музыки в пятом классе школы меня отобрали в хор большого юношеского Ансамбля песни и танца имени Локтева. Помимо постоянных занятий в возрасте 13 лет я вошла в гастрольную группу, с которой путешествовала по странам бывшего Союза и Европы. Работали мы там не по-детски, надо сказать.
Несмотря на то что в дальнейшем высшее образование я получила художественное, опыт в хоре очень сильно повлиял на мою артистическую практику сейчас — работу с советским песенным наследием, желание его переосмыслить, деконструировать и пересобрать.
В какой-то момент я начала писать поэтические истории про животных, сюрреалистические басни. Тогда я еще не думала об их подаче, но со временем образ постепенно сложился, и я как бы сама стала своим тотемным животным.
Вообще родители воспитали во мне такое «сказочное сознание». Мама по первому образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы. Мое детство буквально было пропитано сказками. Дед, будучи геологом, много путешествовал. В его доме всегда были разнообразные маски — непальские, африканские. Боги, животные. В общем, я обосновалась в мире образов с раннего возраста и навсегда.
Мой первый проект назывался «Быстроходная ондатра». Нас было двое, я рассказывала и пропевала свои басни про животных, а моя партнерша отвечала за звуковую часть. Затем наши пути разошлись, но двойственность как будто осталась. И получился такой гибридный зверь — Лисокот. Но кот здесь однозначно доминирует.
На самом деле вся моя деятельность в той или иной степени — реакция на текущую повестку, социальную и политическую. Но, конечно, все очень эстетизированно, метафорично и далеко от активизма. Создавая отдельную параллельную реальность, я скорее увлекаю в пространство для эскапизма, наполненное тоской о несвершившихся утопиях, тревожностью и восхищением их несбыточной красотой.
Однако у меня есть еще одна сфера деятельности — я преподаю академический рисунок и живопись. В основном абитуриентам. И зачастую нахожу в своих студентах хороших товарищей. В наше время, когда правящая элита намеренно разрушает институты образования, держа курс на какое-то дремучее Средневековье, именно прямой контакт с людьми, учениками, мне кажется особенно важным. Поэтому в последнее время эту сферу занятий я стала особенно ценить.
Сейчас у меня много творческих проектов и планов. Из самого ближайшего — мой перформанс «Фонетика» в Манеже 3 августа. Там я поставлю эксперимент над некоторыми советскими произведениями. И посредством голоса трансформирую их в полифонические, вдохновленные духовной музыкой ренессансной эпохи. Также запланирован выход нескольких пластинок: звукового проекта для Первой Рижской биеннале, над которым мы работали в коллаборации с американской художницей Алексис Блейк и еще одним местным музыкантом. И, если уложимся в оставшуюся половину года, альбом моего нового импровизационного дуэта Cotenius Z.
А совсем скоро мы планируем приступить к работе над новым материалом с немецким музыкантом Уве Шмидтом (Uwe Schmidt), с которым в прошлом году выпустили «EP Walzerzyclus» на немецком лейбле Raster.
В общем, главная работа по большей части предстоит студийная, и мне это дико нравится.
Фото: Варвара Филиппова