Это мой город: арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова
О Москве, в которой есть все, кроме моря, о молодых людях, которые стали активнее проводить свободное время, и о том, что в Лиссабоне на укладчиков брусчатки несколько лет специально учатся.
Я родилась…
В Царицыно, потом до 16 лет жила в Подмосковье, но все равно много времени проводила в Москве, где у меня работали родители.
Сейчас живу…
В Москве. Я здесь закончила институт, здесь работаю, здесь живут мои друзья. Совсем скоро переберусь на Павелецкую набережную. Ездить на работу через весь город стало абсолютно невыносимо.
В Москве гулять…
Довольно сложно, да и редко это получается, хотя ходить пешком я очень люблю. Но несколько приятных маршрутов есть. Фрунзенская набережная, Лужники, арбатские и китайгородские переулки. В районе Замоскворечья можно найти архитектурные красоты, например восхитительное Крутицкое подворье. Не так давно у меня был воскресный очень ранний эфир на радио, и после него я дошла от Нового Арбата до работы (наш музей находится на Дербеневской улице) по бульварам, через Патриарший мост и так далее. Получила огромное удовольствие. Безлюдная и еще чистая Москва солнечным утром просто чудесна.
Мой любимый район…
Фрунзенская набережная, Хамовники. Я там работала какое-то время. Наша редакция сидела прямо на дебаркадере на Москве-реке, и это было во всех смыслах романтическое время.
Я не люблю…
Спальные районы, те, что застроены домами типа П-44. Не в последнюю очередь из-за стихийной трудовой миграции. Не люблю привокзальные площади и вокзалы.
В ресторанах…
Я не так часто бываю. Мне нравится сетка Buba by Sumosan, приятная веранда и вкусная еда в ресторане «Рыба моя» на Цветном. Настоящая находка, хотя и абсолютно небюджетная, ресторан Rico в Ружейном переулке. Недалеко от моей работы, на Таганке, есть ресторан «Дарбази». Его делают те же люди, что и великолепный «Сахли», и там так же вкусно. И тихо. Очень удачные перекусы случались с Pie Point на Бронной (но заход с Сытинского переулка). И там какие-то невероятные официанты и бармены, с которыми запросто можно поболтать о чем угодно. Не знаю, работает ли сейчас это место. Не портятся с годами «Молоко» на Большой Дмитровке и «Пропаганда».
Могу засидеться с друзьями до ночи (а то и до утра) в «Перелетном кабаке» в Мансуровском переулке или, если тепло и нет дождя, во дворе «Дома 12», зимой — в I Like Wine на Тимура Фрунзе. Выпить и потанцевать люблю в Mondrian Bar и «Симачеве».
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Много таких мест. Я не была в куче музеев, хотя это и необходимо по работе. Например, в Музее Востока. Что просто стыд и срам. Я редко бываю в парках. В выходные много народа, а в будние дни нет времени. Очень хочу доехать до музея-квартиры Петра Кончаловского и заодно зайти в музей Михаила Булгакова. Коллеги давно зовут, но меня постоянно что-то отвлекает.
Главное отличие москвичей от жителей других столиц то, что они…
Мрачные люди. Юные как-то научились улыбаться и быть доброжелательными, а те, кто постарше… И куда-то ушла элементарная вежливость: придержать дверь, снять рюкзак в метро. Я не говорю о сфере обслуживания. Кажется, туда идут работать садомазохисты. Но, я думаю, если все время улыбаться, говорить спасибо-пожалуйста, можно их переучить. Я одну продавщицу так «перевоспитала» за несколько лет.
В Москве лучше, чем в Париже, Берлине…
В Москве мне нравится больше, чем в Париже, но гораздо меньше, чем в Лондоне. В Берлине все очень удобно, но нет атмосферы бесшабашности, круговерти 24/7. Вообще мне сложно ответить на этот вопрос. Это родной город, каким бы он ни был. И Москва на самом деле очень красивая. И круглосуточная. В Москве все есть. Кроме моря.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Стало немного чище. Хотя зимой по городу по-прежнему невозможно передвигаться. Появилось много (хотя и недостаточно) милых ресторанов и кафе. Стало чуть лучше с навигацией. Из действительно заметных изменений — расцвет парков. Мне нравится, что молодые люди сейчас стали активней проводить вечера и выходные. Летние кинотеатры, флаймаркеты, игры на воздухе, танцы, музеи и просто прогулки — это же так здорово. Лично мое главное московское развлечение — выпивать приятные напитки в приятной компании за разговором. Поэтому я очень ценю те места, где не орет музыка и компания из четырех человек может спокойно общаться, а не передавать сказанное соседом по цепочке.
Мне не нравится плитка. Причем не абстрактно, а конкретно. Я до сих пор вспоминаю испорченный пятничный вечер, когда, наступив на одну плитку, я получила в лицо фонтан грязи, а наступив на следующую — почти отломала каблук. Если уж взялись за это, делайте качественно. На укладчиков брусчатки в Лиссабоне несколько лет специально учатся.
Хочу изменить в Москве…
Вернуть хоть какие-то парковки в центре. «Первые этажи», там, где могли бы быть магазины, галереи, бары, просто умирают от того, что к ним нельзя подобраться. И такси к ним не вызовешь, так как остановиться без штрафа даже на минуту нельзя. Я не говорю о том, что и к клиникам нет доступа.
Экология. Я не знаю, как это изменить, но это действительно огромная проблема. Раздельный сбор мусора. Тоже надо что-то с этим придумывать. Если мы говорим о Москве, которая может стать привлекательной для туристов, то нужно делать навигацию, нужно развивать общественный транспорт, нужно дать возможность выживать ресторанам, развивать стритфуд. Чтобы на улицах появились какие-то характерные, милые стойки, где можно купить воду, мороженое или какой-то местный специалитет. Условно, как тележки с жареными каштанами. С этим великолепно справляются в Санкт-Петербурге.
И, конечно, это болевая точка, нужно спасать памятники архитектуры. Просто запретить их трогать.
Мне не хватает в Москве…
Времени. И воздуха.
Ретроспективная выставка Георгия Нисского в ИРРИ — это первая такая масштабная экспозиция…
Георгий Нисский — великолепный художник и очень интересный человек. Мы постарались, а это было очень сложно, привезти максимум знаковых вещей. Это «музейный» автор. То есть то, что он писал, практически сразу уходило в музейные фонды по всей стране. В нашей выставке принимают участие 25 музеев! Это очень много, поверьте. И мы подробно расскажем о том, «каким он парнем был». Он позировал Петру Кончаловскому, учился у Фалька и Древина, дружил с Дейнекой. Брал призы за участие в парусных регатах. Сам владел яхтой. Гонял на лыжах, разъезжал на пижонском авто. Вкус к жизни, дух авантюризма — это то, что ему было свойственно. И мне это самой очень нравится в людях. Помимо его работ покажем вдохновителей — Рериха, Рылова, Марке, Дейнеку и тех, кого можно сравнить с Нисским сейчас, — работы Таира Салахова, Алены Кирцовой, Павла Отдельнова.
Чуть позже выпустим каталог. Он тоже какой-то огромный получается. И классный.
Выставка «Нисский. Горизонт» открыта в Институте русского реалистического искусства с 14 сентября.
Фото: Арина Мостовщикова