Почему вы должны меня знать: основатель сети отелей для питомцев BookingCat&Dog Маргарита Никитина
Я родилась в Волгограде. В нашем доме всегда жили кошки и собаки. Поэтому в 6 лет решила стать ветврачом, в 16 поступила в вуз на два факультета, в 21 получила два высших образования (ветеринар и специалист по экономике и управлению) и первую работу в госветслужбе, в 27 получила ученую степень кандидата наук, когда ребенку было два месяца.
В 30 лет основала собственную сеть в зоосегменте, увидев в нем «голубой океан». В 32 года сеть оценили в 10 млн долларов, маржинальность — 52% без единого минуса с первого дня ее организации, две страны, 30 городов и свыше 70 филиалов холдинга без кредитов и сторонних инвестиций. В 32 года стала серийным предпринимателем, инвестором, спикером, бизнес-консультантом двух крупных холдингов, частных предпринимателей и наемных сотрудников.
До открытия собственного бизнеса я занимала должность директора по качеству в X5 Retail Group, торговая сеть «Пятерочка» (свыше 12 тыс. магазинов, 30 распределительных центров, 400 человек в прямом подчинении, собственное производство и собственный импорт). В мои обязанности входило заниматься качеством, экспертизой товаров и документов, а также проектами по снижению затрат. В 2017 году я приняла решение уйти из Х5 и на полученный бонус открыла свой первый зооотель. Через полтора месяца после моего ухода из X5 был открыт первый отель и в принципе была построена вся компания.
Безусловно, мы столкнулись с определенными проблемами. Все подрядчики были подобраны достаточно быстро и не все выполнили свою работу качественно и в срок. С одним из поставщиков оборудования нам пришлось судиться. Также, когда мы только открылись, мы думали (как и многие предприниматели), что клиенты будут приходить сами. Но оказалось, что нужно очень серьезно заниматься маркетингом и вкладывать в него время и деньги. Несмотря на то что ты создал классный продукт, правило «продай, а потом создай» действует в любом бизнесе и редко бывает наоборот.
Также возникли сложности с наймом персонала. Пока нет сформированной команды, ты не можешь быстро масштабироваться и показывать хорошие результаты.
После того как мы смогли пройти все эти трудности, мы сделали франшизу. Мы поняли, что наш опыт поможет сэкономить время и деньги тем, кто хочет открыть свой бизнес по франшизе.
В 2020 году мы столкнулись с новыми вызовами и новыми сложностями в связи с распространением коронавирусной инфекции. Мы пострадали так же, как и туристическая отрасль в тот период. У нас были франчайзинговые объекты, которые принимали решение закрыться, как только увидели первые заголовки СМИ в марте. Условно они заняли позицию «зачем жить, если мы все умрем». Мы никак не могли на это повлиять. Но наши партнеры, которые ведут бизнес с 2017–2018 года, после ковида продолжают активно свою деятельность. И в ковид наши франчайзинговые партнеры разделились на несколько сегментов. Первые — это те, кто принял решение больше не работать. Они оказались деморализованы, демотивированы, не готовы бороться со сложностями. Вторые не были готовы содержать отель в период распространения инфекции, так как был низкий спрос среди клиентов, кому-то арендодатели не пошли навстречу и не делали скидки. И третьи — те, кто продолжил работать, договорился с арендодателями. Мы со своей стороны как франчайзеры в первые три месяца эпидемии сократили роялти до 0%, так как объекты не работали. По сути, мы сделали заморозку. Мы пошли навстречу абсолютно всем и после этого снизили роялти и оставили на год сниженную ставку, помогая тем самым нашим партнерам держать бизнес на плаву.
Также мы расширили в тот момент перечень услуг. Мы добавили внешние услуги: выгул, груминг, дрессура, зоотакси и другие. Это помогло нам расширить мощности и захватить другой сегмент рынка.
Эти внешние услуги, которые мы стали развивать, привели к тому, что мы создали новый pet-сервис — BookingPet. Мы давно зарегистрировали этот товарный знак. Раньше мы занимались развитием этого направления, но это было не быстро, так как не было до конца принятой стратегии. Но благодаря ковиду этот процесс ускорился. Сейчас мы полностью занимаемся pet-сервисом, он стартует уже в марте. Этот сервис захватывает все сегменты рынка. По сути это IT-сервис, IT-платформа, где можно будет выбрать абсолютно любую услугу, от чистки аквариумов до вызова ветеринара на дом, груминга, дрессуры и так далее. Мы сразу же запускаем его не только в России, но и в Европе, других городах и странах под брендом BookingPet. В России мы используем этот сервис для действующих франчайзинговых партнеров точек для расширения их мощности, это по сути формализация того, что мы уже начали делать в ковид, переходим на другой уровень. Также мы привлекаем новых партнеров и продаем франшизу на новые города, развиваем ее везде. Теперь отель для животных можно открыть и в городе с численностью населения 50 тыс. человек. Раньше отели открывались в городах с численностью населения от 150–200 тыс. человек. Плюс у нас есть очень большой спрос из Европы. Люди готовы купить франшизу, готовы ее развивать на территории своей страны. И мы сейчас доделываем это IT-решение и выпускаем его в мир под другим сегментом. Тем самым расширяя поле для деятельности в том же сегменте.
Второй наш путь развития — товарное направление под собственной торговой маркой — BookingCat&Dog либо BookingPet. Мы решили остановиться на топ-10 товаров для животных. Мы пошли в разработку собственной торговой марки (СТМ). Сначала мы планировали развиваться на маркетплейсах, но в этот период все производители пошли на эти площадки, а поскольку мы не производители, а СТМ, мы не стали все-таки уходить в производство именно сегмента товаров для животных здесь, в России, потому что маржинальность ниже и рынок среднего сегмента занят производителями. И по СТМ нам он оказался не настолько интересен. В итоге мы нашли в сегменте зоотоваров свою уникальную нишу: разработка кормовых добавок, витаминов, ветеринарных препаратов для животных на основе уникального вещества более ста SKU. Пока не могу раскрыть название вещества, так как на него еще не завершен патент. Но мы с ним пошли в «Сколково», в кластер «Биомед», и полностью уже начали его подготовку к экспорту. Мы будем экспортировать эту продукцию, но пока не уверены, что будем продавать ее в России. Это уникальные кормовые и витаминные добавки для лошадей, кошек, собак и декоративных животных. В итоге ковид нам помог посмотреть на все по-другому, плюс в условиях ограничений мы поняли, что в онлайне мы совсем не ограничены. Если мы до этого работали и с Сахалином, и с Владивостоком, и с другими странами (Беларусь, Казахстан), то теперь, в общем-то, не важно, работать с США или Европой. Если у тебя хороший, качественный, уникальный продукт, то он, конечно же, будет востребованным в мире.
Фото: Дима Жаров