Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: участница 76-го Венецианского кинофестиваля молодой режиссер Юлия Шувчинская

4 мин. на чтение

Я родилась и выросла в Москве. В день, когда я родилась, мама, как и положено, была в роддоме. А папа, не поверив своему счастью, пошел в кино на польскую фантастическую комедию. Может быть, именно поэтому я и обнаружила себя с режиссерским дипломом в руках 25 лет спустя, кто знает.

В 1990-х тут, как во всей России, было непросто, поэтому родители часто отправляли меня к бабушке и дедушке. Мой дедушка — капитан дальнего плавания, он родился во Владивостоке, но уже много лет они с бабушкой живут в Европе. Так что в школьные времена весь учебный год я жила в Москве, а на лето ссылалась в английскую школу для девочек.

После школы я сбежала от родительской опеки в Санкт-Петербург, училась там в Институте кино и телевидения, потом вернулась в Москву и поступила на операторский в ГИТР. Но было скучно и слишком просто, и я решила, что, работая на нормальной работе, я получу куда больше знаний и опыта. Через пару лет в погоне за дипломом о высшем образовании я переехала в Польшу, где изучала филологию их смешного языка. С тех пор самое долгое время, что я где-либо жила постоянно, это полтора года. Постоянно перемещаясь, я жила в Европе, Азии, Африке, Южной Америке. И постепенно как-то само собой вливалась в киноиндустрию.

Во время своих путешествий по миру работала на разных проектах как фотограф, оператор, монтажер. В какой-то момент я вернулась в Москву. И по совету своих друзей в шутку подала заявку на грант для обучения режиссуре в академии рекламы BBDO. И выиграла! Я получила скидку в 50%. Это было очень вовремя, так как я совершенно не понимала, в какую сторону мне двигаться по жизни. Обучение закончила на отлично. Так внезапно началась моя режиссерская  карьера.

Последние несколько лет я создаю короткометражки, рекламу и музыкальные видео. Сейчас в моей фильмографии несколько работ, среди которых «Свет» (2015), «Игра девочки» (2018), «Медвежье свидание» (2019) и Pina (2019). Все фильмы в принудительном порядке участвуют как в российских, так и в международных кинофестивалях.

В сентябре прошлого года во Франции на Off-Courts Film Festival Kino я сняла фильм «Игра девочки» (Jeu de fille). Эту работу я отправила на кучу разных фестивалей, и меня пригласили в Рим. В июне этого года там проходил кинофестиваль Пиньето (Pigneto Film Festival), который, по сути, представлял собой конкурс.

Было отобрано пять режиссеров со всего мира, каждый из которых должен был за неделю работы в Риме снять фильм. Получается, что мне в течение шести дней нужно было написать сценарий, снять как режиссер и оператор, записать звук и сделать монтаж для показа на закрытии. Тема была объявлена на открытии фестиваля, так что толком подготовиться было нереально, только собрать мысли и нервы в кулак и изучить местные ландшафты.

Так за неделю, без бюджета, с новыми для меня актерами, которых я за месяц до поездки отбирала по видео, я сняла короткометражный фильм Pina. Он получил главный приз, приз зрительских симпатий и лучшего актера на кинофестивале Пиньето. Моя первая статуэтка! Папа пошутил, что уже начал строить специальную полку для наград.

Мне кажется, это очень вдохновляющая история, и хочется, чтобы все начинающие кинематографисты перестали бояться и жаловаться на отсутствие финансов на проекты. Даже если вам не нравится ваш фильм (говорят, это нормально!), все равно очень важно отправлять на фестивали — иначе зачем вообще это все? Как сказал Рэй Брэдбери, «только тогда, когда мы подарим миру свою уникальную правду, мы можем рассчитывать на какую-то отдачу от Вселенной». Поэтому я учусь быть смелее и говорить о том, что мне действительно важно.

По условиям фестиваля фильм-победитель показали на 76-м Венецианском кинофестивале. Показ состоялся в рамках внеконкурсной программы «Венецианские ночи» 3 сентября 2019 года. Я невероятно счастлива, ведь для любого режиссера, а тем более молодого, участие в таких топовых ивентах — это большая честь. И дело даже не в престиже, а в том, что там можно найти единомышленников и поддержку будущих проектов.

Сейчас я доделываю несколько короткометражных работ и колдую над сценарием своей первой полнометражной картины Tout Seul. Это фильм, вдохновленный графической новеллой французского автора Кристофа Шабутэ, о человеке, который родился и провел всю жизнь на маяке, ни разу не ступив на сушу за свои 45 лет. Он изучает воображаемый «большой мир за горизонтом» по орфографическому словарю и строит Музыкальную Машину из мусора, выловленного из океана. Как в «Пине», так и в этом фильме я не могу обойти тему экологии и природы, для меня это очень важные вопросы. Как экология физическая, так и эмоционально-психологическая. Давайте перерабатывать отходы в красоту.

После этого проекта, я думаю, у меня будет достаточно скилов для более масштабной работы — фантастической сказки «Галочка», основанной на военной истории из детства моей бабушки. Я медленно, но верно работаю над сценарием уже около пяти лет. Там много отсылок к славянской мифологии, мне бы очень хотелось найти способ показать всю ее красоту и найти форму возможного существования традиций древней мудрости в современном контексте. При этом сделать так, чтобы это легко воспринималось как детьми, так и взрослыми. Я обожаю сказки и считаю, что никак нельзя пренебрегать столь древним искусством передачи знаний, тем более имея такое богатое фольклорное наследие.

Фото: Карина Градусова

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Подписаться: