search Поиск
Геннадий Устиян

12 лучших фильмов зимы 2023/24

6 мин. на чтение

Зима — самый неровный киносезон года. С одной стороны, в прокат выходят фильмы, претендующие на «Оскар» («Американское чтиво», «Бедные-несчастные», «Зона интересов», «Идеальные дни», «Мальчик и птица», «Маэстро»), и новогодние блокбастеры, а после 1 января, как правило, наступает затишье.

При всем этом зима 2023/24 стала одной из самых сильных за годы. За последние три месяца в кинотеатрах и онлайн вышли долгожданные новые фильмы Йоргоса Лантимоса, Люка Бессона, Вима Вендерса, очень редко, к сожалению, снимающего Джонатана Глейзера, Тодда Хейнса, Хаяо Миядзаки и Эмиральд Феннел. Независимо от того, кто получит «Оскары» совсем скоро, 10 марта, нам, зрителям, грех жаловаться.

«Американское чтиво»

Главный герой «Американского чтива», писатель Телониус Эллисон (Джеффри Райт), которого все с детства называют Монком в честь легендарного пианиста и основателя стиля бибоп Телониуса Монка, расстроен, что коллеги его расы эксплуатируют цвет своей кожи, сводя сюжеты книг к историям нищих наркоманов, драгдилеров и битых жизнью женщин, залетевших по пьяни. Тем временем он сам, выросший во вполне благополучной семье врачей и получивший хорошее образование, вынужден безрезультатно объяснять студентам-зумерам контекст рассказа Фланнери О’Коннор «Неправильный ниггер». Безрезультатно потому, что студенты не хотят думать и узнавать, они просто реагируют на стоп-слово, выбегают в слезах из аудитории и бегут жаловаться в ректорат. Монка тошнит не только от узколобости белых детей, но и от тупикового сознания черных взрослых коллег вроде коммерчески успешной писательницы Синтары Голден (Исса Рэй), которая, тоже получив хорошее образование и не зная ничего о жизни «низов», цинично использует цвет своей кожи, чтобы писать поделки вроде книги с названием «Наша жизнь в гетто». Похожее ощущение должен испытывать интеллигентный московский профессор за границей, где русских показывают в кино только как бандитов, пьющих водку до завтрака.

Подробнее

«Бедные-несчастные»

Самое удачное, что есть в фильме Йоргоса Лантимоса — то, как ребенок в теле взрослой женщины впервые открывает для себя жизнь. Белла Бакстер (Эмма Стоун) вся состоит из крайностей — она неприспособленный к жизни ребенок, который знает слово «эмпирический», плюется едой, если она ей не нравится, но при этом читает и цитирует мысли философа Эмерсона о трансцендентализме и Гете. Это женщина, которая пропустила обычное воспитание, принятое в XIX веке, и тот момент, когда женщину учат подчиняться.

Подробнее

«Догмен»

Люк Бессон словно пытается испытать предел зрительского сочувствия, опуская своего героя, калеку Дага, на самое дно страдания (помимо прочего, он воспитывался в детском доме, а его единственное сильное чувство к красавице Сальме оказывается, что очевидно, безответным). От ощущения вульгарной эксплуатации зрительского сострадания спасает игра Калеба Лэндри Джонса, но также и противовес в виде своры милейших собак с хитрыми мордами, которые превращаются в свирепых убийц, как только их хозяину угрожает опасность.

Подробнее

«Зона интересов»

Как это часто бывает у хороших режиссеров, Джонатан Глейзер предпочитает больше оставлять за кадром, чем бить зрителей по голове сценами ужасов уничтожения евреев в Аушвице или лобовыми метафорами. Потрясенный будничностью происходящего на экране зритель сам начинает «работать», домысливая непоказанное.

Подробнее

«Идеальные дни»

Наверное, нет работы, больше располагающей к смирению, чем убирать общественные туалеты. В каком-то смысле режиссер Вим Вендерс использует профессию своего главного героя Хираямы (Кодзи Якусе получил за эту роль приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале) как метафору смирения перед красотой и простотой жизни в восточном понимании. Фильм подробно следит за рутинными действиями Хираямы: каждое утро он встает, покупает в автомате рядом с квартирой банку с холодным кофе Boss и едет на работу в фургоне, набитом инвентарем для уборки. Надраив и так чистые (японские ведь!) унитазы до блеска, Хираяма садится обедать бутербродом в одном и том же сквере и обязательно снимает на свой старый фотоаппарат крону одного и того же дерева, а вечером ужинает в лапшичной в переходе или заходит в забегаловку, где его давно знают и стараются угодить. Вечером он обязательно перед сном прочитывает несколько страниц «Диких пальм» Фолкнера, после чего ему снятся обрывистые черно-белые сны о том, что произошло накануне. На следующий день все повторяется, но Вендерс умеет сделать этот стянутый в петлю режим увлекательным — перед нами лишенная всего наносного красота и поэзия повседневности.

Подробнее 

«Май, декабрь»

В фильме Тодда Хейнса много зеркал, причем использованы они по-разному. С одной стороны, зеркала служат как метафора изучения самого себя, попытка докопаться до скрываемой даже от себя правды. С другой — зеркала здесь в зависимости от угла могут если не скрыть правду, то исказить, изменить перспективу, показать другую точку зрения. Хейнс в одной важной сцене использует как зеркало камеру — актриса Элизабет Берри (Натали Портман) и домохозяйка Грэйси Атертон-Ю (Джулианна Мур) обмениваются косметикой и красят друг другу губы, глядя в нашу сторону и ведя игру — кто больше о себе расскажет. В данном случае место зеркала занимаем мы.

Подробнее

«Мальчик и птица»

Любимый во всем мире мультипликатор Хаяо Миядзаки еще десять лет назад, выпуская в прокат фильм «Ветер крепчает», объявил об уходе из кино. В этом году он нарушил свое обещание, сделав еще одну картину — «Мальчик и птица», которая наследует его «Унесенным призраками» и «Моему соседу Тоторо». Похожая на сон параллельная реальность в «Мальчике и птице» — это потусторонний мир, где мертвые существуют наравне с живыми, где проводят время души до рождения и куда уходят умершие. Это и ад, и рай, и чистилище.

Подробнее

«Маэстро»

После своего режиссерского дебюта «Звезда родилась» актер Брэдли Купер замахнулся уже на историю жизни реально жившего человека, к тому же оставившего важный след в истории американской музыки — дирижера Леонарда Бернстайна. Фильм поделен на более позднюю, снятую в цвете, часть, и раннюю, более стильную черно-белую, и в первую очередь посвящен браку Бернстайна с бродвейской актрисой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган). Купер с такой самоотдачей взялся за роль Бернстайна, что даже снимался с накладным носом, чем разозлил многих евреев. Но результат того стоил — это роль на «Оскар».

Подробнее

«Общество снега»

«Шестнадцать выживших в авиакатастрофе в Андах тоже умерли, просто им удалось вернуться», — произносит закадровый голос в финале «Общества снега» (второе название — «Снежное братство»), и эта фраза, пожалуй, лучше всего описывает происходящее в фильме, основанном на реальных событиях, когда самолет с командой по регби, летевший в 1972-м из Уругвая в Чили, упал в Андах.

Подробнее

«Рецепт любви»

«Рецепт любви», снятый работающим во Франции вьетнамским режиссером Чан Ань Хунгом, начинается с 40-минутной сцены готовки — повариха Эжени Шатань (Жюльетт Бинош) с помощью двух соседских девушек варит, жарит и тушит рыбу, говядину, раков, тефтели, а также гарниры и соусы к ним с профессионально отработанной, но мягкой точностью человека, знающего свое ремесло, что неудивительно: она уже больше двадцати лет готовит в этом доме под руководством судьи на пенсии месье Додена (Бенуа Мажимель). У Додена и Эжени спокойный зрелый роман, устраивающий обоих — что может быть лучше, чем после роскошного ужина навестить умелицу-кухарку в спальне? Эжени долго отказывается отвечать Додену на предложения стать его женой под предлогом, что не нужно портить браком идеальную жизнь. Доден вторит ей мудростью: «Брак — это ужин, который начинается с десерта», окончательно уравнивая две главные темы фильма — кулинарию и любовь.

Подробнее

«Солтберн»

Едкий триллер о лете, проведенном студентом Оксфорда в гостях у аристократической семьи, стал одним из самых обсуждаемых фильмов этого года, так что режиссер Эмиралд Феннел вполне может готовиться к номинациям на «Оскар», если, конечно, «Солтберн» не покажется киноакадемикам слишком радикальным. Параллели с «Талантливым мистером Рипли» очевидны, но сама Феннел считает, что «Солтберн» гораздо больше наследует «Возвращению в Брайдсхед», но, конечно, на совсем другом, современном и более циничном уровне.

Подробнее

«Стальная хватка»

Очень грустный и поучительный фильм, показывающий, что патриархальная традиция передавать свое дело детям и вообще навязывание им выбора профессии может иметь печальные последствия: как минимум дети будут страдать от скуки, как максимум — закончат свою жизнь трагически. История семьи потомственных рестлеров фон Эрихов из Техаса — редчайший случай в истории кино в том смысле, что режиссеру и сценаристу Шону Дуркину пришлось убирать некоторые шокирующие подробности, а не добавлять новые для красоты повествования.

Подробнее

Подписаться: