Геннадий Устиян

15 лучших фильмов 2022 года

6 мин. на чтение

Несмотря на то что кинотеатры с каждым годом все больше сдают позиции стриминговым сервисам, а с февраля все голливудские мейджоры ушли из России, в заканчивающемся году можно было хоть в кинотеатрах, хоть онлайн, хоть легально, хоть не очень найти фильмы, доказавшие, что в 2022-м было что смотреть. За последние 12 месяцев вышли новые картины Мартина Макдоны, Джеймса Кэмерона, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Франсуа Озона, Джеймса Грея, Йоакима Триера, Дэвида Кроненберга, Стивена Спилберга и База Лурмана.

«Банши Инишерина»

Чтобы снять лучший фильм года, нужно всего четыре актера и живописный склон острова у берегов Ирландии. Ну и, конечно, сценарий автора фильма Мартина Макдоны о последствиях решения одного из местных оборвать все связи со старым собутыльником.

Подробнее

«Бардо»

Что делает артхаусный автор после двух «Оскаров» и многих лет беспрерывного признания? Как Феллини, он снимает свои «8 ½», хотя «Бардо» можно скорее назвать «7 ½» (все зависит от того, какие короткометражки или киноновеллы Алехандро Гонсалеса Иньярриту считать полноценными картинами или половинами). Проблема с такими полуавтобиографическими картинами заключается в том, что автора неизбежно заносит в творческую мастурбацию или напыщенное нарциссическое самобичевание. И все же, несмотря на некоторые раздражающие своим желанием высказаться «о вечном» сцены, ловишь себя на мысли, что погружаешься в этот мир, в который временами вклинивается магический реализм (Сильверио просыпается в спальне, полной песка с пляжа) или прямолинейный сюрреалистический шок (занимаясь сексом с женой, Сильверио натыкается на торчащую из ее влагалища голову умершего сына Матео, решившего не приходить «в этот мир» всего спустя день после рождения).

Подробнее

«Время Армагеддона»

Джеймс Грей показывает срез нью-йоркской жизни людей с самыми разными причинами быть несчастливыми, несмотря на внешнее относительное благополучие и нормальность. Но не только: режиссер как будто ищет в своем личном и общем историческом прошлом причины, по которым судьба людей, страны и мира в целом сложилась так, как сложилась — теперь можно оглянуться на прошедшие 40 лет и признать, какие уроки не усвоены.

Подробнее

«Все прошло хорошо»

Восьмидесятипятилетний коллекционер Андре Бернхейм (Андре Дюссолье) не хочет жить в полупарализованном состоянии после инсульта и просит дочь (Софи Марсо) помочь ему уйти из жизни, эгоистично не думая о том, как сложно это решение может даться ей. В этой лишенной дешевой сентиментальности картине о смерти близкого человека нет минусов. Нежелание Франсуа Озона превращать фильм в слезливую мелодраму, где дочь наконец сможет простить плохого отца, скорее говорит о его зрелости, чем о черствости.

Подробнее

«Добрый медбрат»

Эдди Редмэйн и Джессика Честейн не зря имеют по «Оскару». Смотреть на них в этом камерном фильме практически на двух актеров — это наблюдать мастер-класс двух суперпрофи, растворившихся в своих героях — медбрате-убийце Чарли Каллене и выведшей его на чистую воду коллеге Эми Лонгрен.

Подробнее

«Меню»

Рэйф Файнс в роли сошедшего с ума звездного шеф-повара Джулиана Словика так готовит простой чизбургер в этой сатире на мир высокой кухни, что вспоминаешь, зачем вообще придумано кино.

Подробнее

«Преступления будущего»

Мало кто показывает секс так, как Дэвид Кроненберг. В отличие от других режиссеров его поколения вроде Пола Верхувена или Эдриана Лайна в боди-хоррорах Кроненберга секс не похож на плотское вожделение. Герои ищут в сексе чего-то другого. В «Преступлениях будущего» героев возбуждает не трение гениталий, а проникновение стали под кожу. Можно сказать, что для них все тело — один большой половой орган, в который приятно проникать скальпелем. Для Кроненберга это повод для иронии — мир, жаждущий поверхностных развлечений, должен иметь свою изнанку — полуподпольный мир, в котором искушенные люди готовы зайти в поисках удовольствий дальше остальных.

Подробнее

«Тар»

Режиссер Тодд Филд очень точно показывает представительницу поколения Икс, балансирующую между бумерами и миллениалами. Для первых 50-летняя Тар — уникальная женщина, добившаяся успеха в мужской профессии дирижера, олицетворение гендерного прогресса. Для студентов и подчиненных миллениалов она, наоборот, защитница старого порядка, который нужно уничтожить. Автора «Тар» интересует только его героиня — не плохая и не хорошая. В первую очередь она для него большой музыкант, которого «завалили» неталантливые люди.

Подробнее

«Треугольник печали»

Шведский режиссер Рубен Эстлунд, получивший за этот фильм «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале (уже вторую за последние пять лет), скорее грубый смутьян Марко Феррери нашего времени, чем Бунюэль, «Треугольник печали» скорее «Большая жратва», чем «Скромное обаяние буржуазии». Не стоит ждать от фильма сложных метафор — все проговаривается в лоб, но Эстлунд выдает эту прямолинейность за прием — и он работает. Возможно, именно так получается достучаться до максимально широкой, не киноманско-артхаусной аудитории.

Подробнее

«Улыбка»

Самый оригинальный фильм ужасов года дебютанта в полнометражном кино Паркера Финна пытается запрятать в развлекательный жанр разговор о дурной психической наследственности, чувстве вины и депрессии человека, которому нужна помощь, а он получает от общества изоляцию и осуждение. И хеппи-энда не ждите.

Подробнее

«Фабельманы»

У Стивена Спилберга-человека такая биография, что ее не стыдно экранизировать Спилбергу-режиссеру.

Подробнее

«Худший человек на свете»

Формально снятый как романтическая комедия, фильм Йоакима Триера о метаниях милой девушки Юлии (Ренате Реинсве) оказывается гораздо сложнее и высмеивает многие проявления современной общественной повестки, поэтому его сложно уложить в жанровые рамки. В этой смешной, одновременно грустной и виртуозно снятой (чего стоят хотя бы сцены с грибным трипом) картине очень точно ухвачено состояние перехода от молодости к зрелости.

Подробнее

«Черная пантера: Ваканда навсегда»

Главное достоинство «Ваканды навсегда», как и в первой части, то, как фильм выглядит, не зря именно художники-постановщики и художник по костюмам получили за первую картину «Оскар». Режиссер Райан Куглер продолжает создавать идеальное государство, одновременно близкое к природе и устремленное в будущее. Он наполняет эти эстетизированные и осовремененные картины африканской жизни гуманизмом от работающих с прорабатыванием травмы психотерапевтов: «прощение конструктивно», «месть убивает мстящего» и т. д. Это фильм человека, который, соблюдая законы высокобюджетного экшна, стремится вырваться за его пределы и сказать зрителям, что жизнь одна и глупо тратить ее на войны.

Подробнее

«Чудо»

Медсестра-англичанка Элизабет «Либ» Райт (Флоренс Пью) прибывает в 1862 году в маленькое ирландское поселение по вызову местного совета старейшин. Должностные обязанности Либ в данном случае не совсем обычны. Больная — замкнутая девочка Анна О’Доннелл (Кила Лорд Кэссиди) — не ела целых четыре месяца, что никак не сказалось на состоянии ее здоровья. Все вокруг, конечно, считают это чудом и уже планируют причислить Анну к лику святых, тем более что слава о ней разошлась далеко за пределы деревни. Либ, окруженная жадными фанатиками, представляет в этой дремучей деревне почти единственный голос разума. Но после недолгого общения с Анной даже она, поддавшаяся жалости к используемой собственной семьей девочке, готова допустить, что в ее стремлении стать избранной жертвой есть нечто достойное уважения и соучастия.

Подробнее

«Элвис»

Судя по байопику База Лурмана, трагедия его героя Элвиса Пресли заключалась в том, что он не мог посмотреть на свою карьеру в перспективе и вовремя расставаться с людьми, которые ее тормозили. Но Пресли предпочел не выходить, как сказали бы сейчас, из зоны комфорта, то есть из своего номера в лас-вегасском отеле International, на сцене которого он практически эксклюзивно выступал последние пять лет своей жизни. Начав с протеста, Пресли превратился в олицетворение Лас-Вегаса — ленивый, сидящий на таблетках, растолстевший, лоснящийся призрак когда-то великого музыканта. Лурман показывает эту трансформацию объективно, но с очевидной любовью к своему герою.

Подробнее

Подписаться: