21 лучший фильм осени 2021
Осень — самый интересный киносезон, в это время выходят свежие фестивальные хиты, сдвинутые с лета блокбастеры, выигрывающие от меньшей конкуренции, и картины, включившиеся в гонку за «Оскар».
За последние три месяца вышли новые фильмы знаменитых хороших коммерческих режиссеров (Ридли Скотт, Дени Вильнев, Уэс Андерсон, Антуан Фукуа, Джейсон Райтман), фестивальных звезд (Жюлия Дюкурно, Апичатпонг Вирасетакул, Кирилл Серебренников) и интересных дебютантов в игровой режиссуре (актриса Ребекка Холл, документалистка Татьяна Уэзо и даже брат певца Сила, Джеймс Сэмюэл). Это была сильная и разнообразная киноосень.
«Безумное кино для взрослых»
История румынского режиссера Раду Жуде о школьной учительнице Эми, не подозревавшей, что запись невинного секса с мужем попадет в интернет и приведет ее к порогу увольнения, получила «Золотого медведя» последнего Берлинского кинофестиваля. Жуде не только показывает трагикомизм конфуза, но и размышляет над мешаниной в головах жителей современной Румынии, не расстающихся с социалистическими заблуждениями, но при этом выживающих в условиях дикого капитализма.
«Бестселлер»
Об этой драмеди, где молодая издательница (Обри Плаза) пытается усмирить буйный нрав престарелого писателя-сумасброда (Майкл Кейн), и не стоило бы писать, если бы не потрясающий, как всегда, Кейн в роли человека, которому наскучил этот примитивный мир. «Бестселлер» стал одним из последних фильмов с участием легендарного актера — в свои 88 лет он говорит, что не хочет больше сниматься, а хочет проводить больше времени с внуками.
«Виновный»
Джейк Джилленхол играет разжалованного до дежурства на линии 911 полицейского в снятом Антуаном Фукуа ремейке одноименной картины 2018 года датчанина Густава Меллера. Все полтора часа мы не видим на экране почти ничего, кроме лица Джилленхола, но фильм при этом смотрится увлекательнейшим триллером.
«Герцог»
Пожилой таксист (Джим Бродбент) из Ньюкасла возвращается из Лондона с украденным из Национальной галереи портретом герцога Веллингтона кисти Гойи. Жена (Хелен Миррен), остальные родственники, соседи и вся Великобритания в шоке.
«Дюна»
Версия Дени Вильнева смотрится гораздо более цельным и продуманным фильмом, чем «Дюна» Дэвида Линча 1984 года. В отличие от Линча, в чьем подходе к кино всегда был элемент художественной игры, Вильнев почти патологически серьезен, даже иногда кажется, что у него нет чувства юмора. Но в данном случае это пошло «Дюне» на пользу.
«Идентичность»
Дебютировавшая в качестве режиссера актриса Ребекка Холл показывает, как две чернокожие подруги, одна из которых выдает себя за белую, могут быть бесконечно далеки — одна мимикрирует под требования общества и жаждет денег, вторая настаивает на своей врожденной уникальности и получает удовольствие от того, что ей досталось. Различия связаны не только с цветом кожи — это два разных отношения к жизни.
«Король Ричард»
Байопик об отце теннисисток Винус и Серены Уильямс, сыгранном Уиллом Смитом, наверное, один из самых сильных мотивационных фильмов за долгое время. Эта история о том, что в мире миллионы отцов, которые хотят лучшего своим детям, но один из них действительно сделал все, чтобы это лучшее им дать, причем единственно возможным способом.
«Мексиканская полиция»
Алонсо Руиспаласиос снял один из самых интересно придуманных фильмов за долгое время («Мексиканская полиция» получила приз за монтаж на Берлинском кинофестивале этого года). На экране появляются то персонажи — патрулирующие Мехико полицейские, то играющие их актеры, а в какой-то момент и реальные полицейские, которых эти актеры играют. Все участники сходятся в одном: если есть возможность, в полиции лучше не работать.
«Молитвы за украденное»
Полнометражный игровой дебют режиссера документальных фильмов Татьяны Уэзо получил специальное упоминание в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале и выдвинут на соискание «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» от Мексики. Понятно, почему — главная героиня Ана (Ана Кристина Ордоньес Гонсалес) и две ее подруги живут в постоянном страхе быть похищенными наркокартелями, контролирующими деревню в мексиканских горах Герреро. Жизнь Аны и ее матери показана буднично и беспросветно, девочек здесь принято коротко стричь, чтобы на них не зарились бандиты, а взрослые — родители и учителя — бессильны. Уэзо как будто бесстрастно документирует взросление женщины под постоянной угрозой насилия. Если рассматривать этот фильм как предложение проверить, работают ли хоть какие-то меры по борьбе с наркоторговлей, то ответ очевиден — конца этой пытке над невинными девочками не видно.
«Охотники за привидениями: Наследники»
Полусиквел-полуремейк любимой сайенс-фикшн-комедии детства казался самой ненужной вещью на свете, но фильм Джейсона Райтмана действительно передает забытые с 1980-х ощущения — восторженное предвкушение событий, которые не разочаруют. Живые участники фильма 37-летней давности на месте, новые персонажи ничего не портят.
«Память»
Зрители, привыкшие к нарративу коммерческого кино, где каждое действие имеет свое объяснение, причину и следствие, нервничают на картинах Апичатпонга Вирасетакула. С другой стороны, он пытается сказать, что жизнь совсем не так логична и объяснима, как голливудское кино, и он прав. Почему тогда мы требуем, чтобы искусство было понятным и логичным?
«Петровы в гриппе»
В одноименном романе Алексея Сальникова атмосфера провинциальной скуки и хаоса безумия есть в длинных описаниях дороги, города и людей. Перед Кириллом Серебренниковым стояла задача упаковать 400 страниц в смотрибельный хронометраж. Фильм тем не менее длится долгие 2 часа 25 минут и кажется еще длиннее оттого, что там, где у Сальникова вроде бы почти ничего не происходит, у Серебренникова происходит слишком много. Но, как и книга, фильм прекрасно описывает Россию XXI века.
«Последняя дуэль»
Имея историю на полчаса, Ридли Скотт снял фильм на два часа с половиной почти без экшна (если не считать ту самую дуэль), к тому же многие сцены повторяя даже не дважды, а трижды. И при этом от экрана невозможно оторваться. Вот что значит хороший материал, хорошие актеры и хороший режиссер.
«Остров Бергмана»
Известно, что ближе к концу жизни, в 85-летнем возрасте, Бергман признался, что сам старается не смотреть свои фильмы, потому что они повергают его в депрессию, и что снимать его заставляла «смесь ярости, страха, скуки и лени». Сделав очень вольное посвящение даже не Бергману, а месту, где он жил, режиссер Миа Хансен-Леве как будто убирает весь его пессимизм и хочет оставить надежду на счастливый, пусть и с оговорками, финал.
«Сколько стоит жизнь?»
Не столько судебная драма об уникальном по масштабу трагедии событии (11 сентября 2001 года), сколько история одного человека (Майкл Китон), который сумел осознать, что ошибался, потому что ему не хватало чувств понять других людей. В этом парадокс смерти — убивая одних, она делает оставшихся в живых лучше.
«Тем больнее падать»
Брат певца Сила режиссер Джеймс Сэмюэл придумал идеальный способ возродить давно почивший жанр вестерна — сделать всех героев чернокожими. Белые здесь появляются в основном для того, чтобы быть очень быстро пристреленными.
Главный герой Нэт Лав (Джонатан Мэйджорс), его подруга Мэри Дилижанс (Зази Битц) и местный шериф (Делрой Линдо) готовят засаду сбежавшему из тюрьмы бандиту Руфусу Баку (Идрис Эльба) — пару десятилетий назад он убил родителей Нэта на его глазах и вырезал ему на лице крест на память.
Фильм сделан лихо — с перестрелками, ограблением поезда и банка, пропавшими деньгами и диалогами вроде «Вы ловите Руфуса Бака? Решили связаться с дьяволом? — Нет. Встречался я с дьяволом. Он белый».
«Тик-так… Бум!»
Автор бродвейского хитового мюзикла «Гамильтон» Лин-Мануэль Миранда снял фильм о другом авторе мюзиклов, которому повезло гораздо меньше, чем ему. Талант Джонатана Ларсона, написавшего легендарный мюзикл «Rent», показан как зуд и проклятье, которое заставляет отказываться от всего, что не ведет к удачной постановке. Талант Ларсона — это всепожирающий зверь, который не терпит конкуренции в жизни хозяина. У играющего главную роль Эндрю Гарфилда столько обаяния, что Ларсону сочувствуешь, даже когда он ведет себя как моральный урод.
«Титан»
Вроде бы Жюлия Дюкурно, получившая за «Титан» «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале, хочет сказать, что травмированного человека, не умеющего получать удовольствие от близости с другими людьми, может привлечь только еще более травмированный. Но «Титан» подкупает даже не мыслью о том, до какой ненависти может довести человека современное общество, а тем, как сняты последствия этой отчужденности. Навряд ли в этом году вышел фильм настолько жесткий и одновременно поэтичный.
«Финч»
Это очень мрачный, беспросветный фильм-предупреждение, гораздо более искренний, чем большая часть жанровых картин о конце света. Здесь нет постапокалиптических зомби или голодных до человеческой плоти инопланетных пришельцев. Главный герой Финч (Том Хэнкс) знает, что, скорее всего, других людей на Земле не осталось, а если они и есть, лучше обходить их стороной. Следовательно, законы цивилизации и культуры не действуют, все, чему нас учили всю жизнь, отменено. Что тогда заставляет Финча сохранять достоинство и продолжать думать о преемственности жизни и важности передачи чисто человеческого опыта?
«Французский вестник»
Десятый полнометражный фильм Уэса Андерсона о работе редакции выдуманного еженедельника, выходящего во французском вымышленном городке, похож на изящное пирожное, в котором все вредные ингредиенты заменены полезными — без сахара, без глютена, без консервантов. Глаз отдыхает на «Французском вестнике», как и на предыдущих фильмах Андерсона, и это главная причина, по которой его все любят — это уютный мир, очень тщательно проработанный на всех планах. Зрителям нравится его разглядывать — так дошкольница с восторгом изучает подаренный на день рождения кукольный дом.
«Холодный расчет»
Профессиональный картежник Уильям Телл (Оскар Айзек) — один из закрытых, мучимых лишь ему ведомыми демонами героев Пола Шредера, в свое время не только написавшего «Таксиста», но также снявшего «Американского жиголо», «Мисиму» и «Дневник пастыря», картины о мужчинах, принимающих сложные решения. Выйдя из тюрьмы, Телл скромно, по мелочи играет в казино, где выигрывает небольшие суммы. Ждешь триллер о мире профессиональных шулеров, но Шредер предлагает нечто большее.