С декабря по февраль в прокат выходили претенденты на «Оскар», кинокомиксовые спин-оффы и элегантный артхаус известных киноавторов от Тодда Хейнса до Хирокадзу Корээды. Если вы вдруг пропустили эти фильмы сразу после премьер, некоторые можно еще застать в кинотеатрах или уже посмотреть онлайн.
«Сиротский Бруклин»
Один из самых недооцененных фильмов прошлого года, посвящение Эдварда Нортона нуар-детективам о реновации в Нью-Йорке 1950-х с отличными актерскими работами, чего естественно ожидать от хорошего актера, снимающего кино раз в два десятилетия.
«Дело Ричарда Джуэлла»
Не ждешь от Клинта Иствуда, что он снимет фильм по реально произошедшей в 1996-м истории о грузном охраннике Ричарде Джуэлле (Пол Уокер Хаузер), который стал героем после того, как случайно обнаружил бомбу на стадионе Столетия в Атланте, как комедию. Но это очень смешной фильм, особенно когда защищать рохлю Джуэлла, которого вскоре после судьбоносного события ФБР записывает в главные подозреваемые в подготовке теракта, берется не очень удачливый адвокат Уотсон Брайант (Сэм Рокуэлл). Вообще когда смотришь новый фильм Иствуда, которому в мае исполнится 90 (!) лет, сразу видна планка качества, ниже которой обладатель двух режиссерских «Оскаров» опуститься просто не может.
«Маяк»
Роберт Эггерс из тех режиссеров, который в свое время насмотрелся всех частей «Пилы», плохих ремейков хорроров 1970-х и понял, что без него жанр фильма ужасов зайдет в тупик. И был прав. В его малобюджетном фильме, к тому же демонстративно черно-белом, что в наше время вообще расценивается как претенциозная наглость и вызов, видно, что Эггерса не интересует проторенный его предшественниками по хоррор-жанру путь. «Маяк» скорее напоминает «Андалузского пса» или фильмы немецкого экспрессионизма, чем в сотый раз перепетый «Хеллоуин» или его подражателей.
«1917»
За последние двадцать с лишним лет фильмы о войне принято снимать в традиции «Спасти рядового Райана» — как одну миссию, местами больше похожую на компьютерную игру, чем на кино из батальной традиции мирового кино. Но в сцене, где капрал Шофилд, совсем обезумев и не раз распрощавшись с жизнью, падает в реку и уже перестает сопротивляться, «1917» перестает быть фильмом о войне. Война в данном случае служит режиссеру Сэму Мендесу предлогом показать человеческий путь с его потерями, страхами и опытом всего за два часа экранного времени.
«Маленькие женщины»
Вечная актуальность романа Луизы Мэй Олкотт, ставшего основой фильма Греты Гервиг, состоит в том, что писательница задолго до «Долины кукол» и «Секса в большом городе» сочинила историю о четырех девушках, каждая из которых олицетворяет определенную систему ценностей и четыре выбора женской судьбы. Джо (Сирша Ронан), Мег (Эмма Уотсон), Эми (Флоренс Пью) и Бет (Элиза Сканлен) составляют четыре четверти феминистского квадрата XIX века, который, если всмотреться, не так уж и отличается от нынешнего.
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
У режиссера-дебютантки в кинокомиксах Кэти Янь получился девичий, но совсем не мягкий фильм, в котором есть экшн, шутки, колоритные злодеи, сражающиеся с еще большими злодеями, и мысль о том, что надоели эти надуманные положительные герои, заботящиеся о судьбах Вселенной и человечества. Человечество будет целее и счастливее, если научится получать каждое утро удовольствие от любимого сэндвича с жареным яйцом, съесть который Харли Квинн (Марго Робби) мечтает весь фильм, как Брюс Уиллис когда-то просто мечтал выспаться.
«Темные воды»
Режиссер Тодд Хейнс, окруживший исполнителя главной роли Марка Руффало первоклассными актерами (Энн Хэтэуэй в роли жены, Тим Роббинс, Билл Пуллман, Виктор Гарбер), не просто следит за многолетней борьбой одного неравнодушного адвоката с корпорацией. Он показывает, что даже в наше время (и особенно в наше время) ни власти, ни наука, ни общество не могут помешать людям умирать из-за нарушения законов, в том числе человеческих.
«Офицер и шпион»
Так как результат и последствия знаменитого дела Альфреда Дрейфуса хорошо известны из учебников, режиссер Роман Полански решает посмотреть на него чуть с другого боку и делает главным героем не собственно обвиненного в шпионаже капитана (его играет лишившийся ради роли кудрей красавец Луи Гаррель), а майора Жоржа Пикара, который сначала «помог» Дрейфусу лишиться погон и отправиться в пожизненную ссылку. Позже Пикар (Жан Дюжарден в редкой и очень идущей ему драматической роли) выходит на след настоящего шпиона Эстерхази и требует пересмотреть дело «этого еврея», ставя под удар всю свою 25-летнюю службу в армии.
«Правда»
Ложь в кино обычно связана с чем-то глобальным (мир под угрозой) или трагическим. В жизни все по-другому. Ложь – это мелкие недоговоренности, секреты и хитрости, говорит нам с экрана Хирокадзу Корээда. Получив почти два года назад «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за «Магазинных воришек», японский режиссер решил задержаться в гостеприимной Франции и поизучать, как работают семейные связи европейцев. В «Магазинных воришках» формально чужие друг другу люди объединялись в семью, чтобы выжить. В «Правде», наоборот, близкие родственники чувствуют себя вместе как минимум некомфортно, удивляясь, как они вообще могли оказаться одной крови.
«Джентльмены»
Наигравшись в детские игрушки с «Мечом короля Артура» и «Аладдином», Гай Ричи наконец вернулся к тому, за что мы его полюбили 20 лет назад – к развеселому криминалу про и для взрослых пацанов.
В первой же сцене «Джентльменов» держащий в Англии марихуановый бизнес Мики Пирсон (Мэттью Макконахи) заходит в бар, заказывает пинту и маринованное яйцо (!) и не замечает, как к нему сзади подходит киллер. Ждешь, как Ричи выкрутится из ситуации, в которой «убил» своего главного героя в самом начале фильма, и режиссер успешно выкручивается.
«Свистуны»
«Румынский режиссер Корнелиу Порумбою с одинаковой невозмутимостью снимает перестрелки и селит героя в отель “Опера”, где в образовательных целях круглосуточно орет “Каста Дива”, — написал кинообозреватель “Москвич Mag” Ярослав Забалуев перед выходом “Свистунов” в прокат 20 февраля. — Ну а главное, что, несмотря на экзотическую натуру и изощренную режиссерскую манеру, в этом фильме все равно проскальзывает что-то крайне родное — возможно, Порумбою наконец нашел идеальный киноязык для стран Восточной Европы».