10 лучших фильмов осени
Начиная с марта киноиндустрия находится в состоянии сумбура. Многие громкие премьеры переносились с весны на осень, а потом и на следующий год («Не время умирать», «Чудо-женщина», «Черная вдова» и другие). Мы лишились блокбастеров, но и серьезное кино, обычно выходящее с сентября по декабрь, на экраны не спешит, особенно под постоянно повторяющиеся жалобы, что скоро вообще все кино будет выходить онлайн. В этом списке кинопрокатные новинки осени соседствуют с фильмами, вышедшими на стриминговых сервисах — в данном случае важно, не как мы смотрим, а что.
«Довод»
Да, это, если сказать мягко, не лучший фильм Кристофера Нолана, но на нем в начале сентября лежала миссия вернуть зрителей в кинотеатры, с чем он частично справился, собрав в мировом прокате больше 350 млн долларов, что считалось бы очень мало в обычное время (при бюджете 250 млн), но в разгар пандемии спасибо и за это. И можно упрекать Нолана в слабом сценарии и банальности истории об еще одном безумном русском олигархе, решившем уничтожить планету, но в амбициях (а режиссер ни много ни мало все-таки попытался повернуть время вспять) ему не откажешь.
«Думаю, как все закончить»
В «Вечном сиянии чистого разума» Чарли Кауфман пытался ухватить, как работает память. В «Адаптации» — вписать себя как автора в произведение другого автора. В «Думаю, как все закончить» он показывает, как фантазия (или самообман?) начинает жить своей жизнью.
«Гнездо»
Драма Шона Дуркина говорит со зрителями как со взрослыми людьми, а не как с поклонниками кинокомиксов, о таких вещах, как умение жить в периоды, когда жизнь тебя не «несет». Но в этом и привлекательность фильма: люди интереснее, когда находятся на пути вниз, чем наоборот. В эпоху, когда на экране одни герои и победители, настоящим героем становится тот, кто показывает жизнь проигравшего.
«Лето’85»
Озон смакует ностальгию по 1980-м и подростковое томление по невозможности совместить жизнь интересную и яркую и при этом длинную и счастливую. Не случайно самой смешной получилась сцена, в которой главный герой пробует все существующие способы покончить с собой — это фильм, где о грустном рассказано со смехом, а о смешном — с серьезностью человека, который хоть и вырос, но все равно скучает по тому 16-летнему мальчику с нормандского пляжа.
«Парни в группе»
За прошедшие с выхода оригинальной киноверсии пьесы «Парни в группе» 50 лет вышло много гей-фильмов, по которым можно следить за эволюцией отношения западного общества к гомосексуалистам. Сейчас обычно картины на эту тему снимают как драмы о жизни гетеросексуалов — с закладной на дом, разделом имущества и борьбой за детей. Геи больше не в «шкафу». Но именно поэтому вышедшие на Netflix «Парни в группе» так важны — они показывают геев и внутренне свободными, и жертвами несвободы задолго до того, как быть открытым геем стало считаться приемлемым.
«Крестная мама»
Милый пустячок про переводчицу, которая решила кинуть драгдилеров и заработать на новую квартиру, с отличной Изабель Юппер, которая после 60 лет пустилась во все тяжкие криминального жанра и выглядит прекрасно.
«Еще по одной»
Фильм Томаса Винтерберга, делающий для алкоголизма то же, что и «Реквием по мечте» сделал для наркотической зависимости, а «Стыд» — для сексуальной.
«Ведьмы»
Роберт Земекис решил исправить несправедливость классического фильма 1990 года, переснял сказку Роальда Даля и закончил ее именно так, как придумал автор. И у Энн Хэтэуэй получилась отменная карикатурная злодейка.
«Человеческий голос»
В таких знаменитых текстах, как «Человеческий голос» Жана Кокто, всегда есть ловушка для режиссера, который ставит его сейчас. Не менять текст означает сделать просто костюмную реконструкцию. Наоборот, изменить текст означает обидеть Кокто-пуристов. Педро Альмодовар пошел по второму пути и даже изменил финал, но произведение так и осталось камерным, арт-экспериментом, где самым интересным является сравнение «тогда» и «сейчас».
«Грань времени»
Главная мысль этого фильма — в истории человечества не было периода, когда оно жило в ладах с собой и можно было бы чувствовать себя в безопасности — стоит того, чтобы потерпеть неряшливую прописанность персонажей.