Геннадий Устиян

13 лучших фильмов осени 2023

5 мин. на чтение

Осенью кино традиционно настроено на серьезный лад. В прокат выходят хиты недавно прошедших престижных европейских фестивалей, американцы нацеливаются на оскаровские номинации. За последние три месяца можно было посмотреть новые фильмы Вуди Аллена, Ридли Скотта, Дэвида Финчера, Мартина Скорсезе, Александра Пэйна, Крейга Гиллеспи, Жюстин Трие и Резо Гигинеишвили.

«Анатомия падения»

Главная удача режиссера Жюстин Трие заключается в том, что она и ее соавтор сценария Артур Харари прописали сложного персонажа, на котором держится весь фильм. Главная героиня Сандра (Сандра Хюллер) присутствует практически в каждой сцене, при этом она не тот человек, который вызывает мгновенную симпатию. Она флиртует (или нет?) со студенткой, заехавшей для интервью, прямо в доме, где находятся ее сын и муж, который не раз ловит ее на лжи по другим поводам. Cандра явно манипулирует (или нет?) адвокатом Венсаном (Сванн Арло), которого наняла, зная (или нет?), что он когда-то был в нее влюблен. Наблюдая за всем этим, естественно, ждешь, что эта умная, успешная женщина окажется убийцей, возможно, невольной, но все же (в конце концов, образ Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта», другой писательницы с трупом у дома, невольно возникает в контексте «Анатомии падения»). Но история уводит собственно детектив на второй план, и фильму это идет только на пользу — так он становится сложнее.

Подробнее

«Великая ирония»

С кем будет счастлива главная героиня Фанни — с любовником, богемным писателем, считающим, что всему в жизни мы обязаны везению (в оригинале фильм называется Coup de Chance — «Удача»), или с мужем, богатым дельцом, утверждающим, что нет никакого везения, есть только наши поступки, которые приводят к желаемым результатам? То ли парижские улицы вдохновили Вуди Аллена на каком-то новом уровне, то ли работа с языком, которого он не знает, заставила его поднапрячься, но от «Великой иронии» веет экзистенциальной легкостью, свойственной скорее беспечному молодому автору, а не утомленному классику.

Подробнее

«Герой наших снов»

Начавшись как комедия абсурда (герой Николаса Кейджа появляется во снах незнакомых людей), фильм Кристоффера Боргли дрейфует в сторону драмы об ужасах культуры отмены и даже хоррора. Боргли с явным ужасом описывает, как всего одно маленькое смещение реальности ломает человека, чья жизнь вроде бы всего несколько дней назад была скучно предопределена. То, что в коллективном бессознательном поселился самый невзрачный (таким облысевшим и грузным мы Николаса Кейджа еще не видели) и ничем не примечательный персонаж, только еще отчетливее показывает, как быстро переключается безжалостное общественное мнение.

Подробнее

«Дурные деньги»

Это история о том, как взаимоподдержка, как их называют, обывателей, захотевших хоть раз что-то выиграть в жизни и пошедших на принцип, привела их к победе над циничными профи. Это история человека с принципами в наше время, когда все покупается и продается.

Подробнее

«Наполеон»

Жанр высокобюджетного байопика о фигуре такого масштаба, как Наполеон, выглядит устаревшим в наше время стриминговых сервисов и пересмотренной истории (помните выходившую в прокат летом «Жанну Дюбарри»? Сейчас модно показывать исторические события с точки зрения куртизанки, а не короля). Но именно эта старомодность и несвоевременность «Наполеона» и подкупает — он такой один, дорогой, шумный, амбициозный фильм, который может снять только такой опытный режиссер, как Ридли Скотт.

Подробнее

«Наяд»

Переплыв участок океана между Кубой и Флоридой в 166 км (то есть пять Ла-Маншей) за 60 часов без перерыва на отдых, в воде, кишащей акулами и ядовитыми медузами, пловчиха Диана Наяд доказала не только то, что человек почти на закате может преодолеть инерцию судьбы и зажить совсем другой, активной жизнью. Она доказала, что каждый человек лучше знает себя и то, на что способен, чем все эксперты, критики и сочувствующие вместе взятые. Такую параллель можно провести и между главной героиней и сыгравшей ее Аннетт Бенинг — после 30 лет работы она вдруг может получить долгожданный и заслуженный «Оскар» в возрасте, когда другим актрисам предлагают играть бабушек главных героинь на заднем плане.

Подробнее

«Никто тебя не спасет»

Здесь за весь фильм максимум произносят несколько слов, да и то во флешбэках. Что и неудивительно — о чем разговаривать и с кем в фильме, где живущая одна в доме на отшибе героиня Бринн Адамс (Кейтлин Дивер) вдруг просыпается ночью от странного шума и обнаруживает на кухне пришельца, явившегося на Землю явно не налаживать контакт с потенциально дружественной цивилизацией?

Подробнее

«Одержимые злом»

Фильмы об экзорцизме всегда предлагают социальный комментарий. «Одержимые злом» можно рассматривать как угодно: как гротескную сатиру на реакцию людей на ковид, например, но также как размышление об убивающей скуке и банальности деревенской реальности, от которой любой человек, желающий полноценной и насыщенной жизни, мечтает бежать и не оглядываться. Или как напоминание о том, что никогда не стоит пытаться вернуться в прошлое и что-то исправить — его нет, оно сгнило, и есть только завтра, до которого в этом фильме еще нужно дожить.

Подробнее

«Оставленные»

Действие нового фильма Александра Пэйна движется к той нехитрой, но очевидной мысли, что между бунтующим подростком из обеспеченной семьи, старым ворчуном-неудачником, не сделавшим академическую карьеру и застрявшим в провинциальной школе, и чернокожей горюющей матерью много общего, несмотря на пропасть в возрасте и расовую принадлежность. Это редкий фильм, который не снисходит до зрителя в желании его завоевать — главный герой Пол Ханэм (Пол Джаматти) взахлеб рассказывает о трехлетней осаде Карфагена не между драками с врагами, как делают в голливудских блокбастерах вроде «Индианы Джонса», а потому что это его работа и страсть.

Подробнее

«Пациент №1»

Медсестра Саша Кобзева (Ольга Макеева) ухаживает за немощным генсеком Константином Черненко (Александр Филиппенко). Ее как человека, буквально держащего руку на пульсе умирающего правителя одной шестой суши, пытаются использовать все силы, которым выгодна его жизнь или смерть — тяжелая ноша для девушки, которая всего лишь хочет выполнить свою работу и после нее пойти на танцы с любимым мужчиной. Понятно также, что она начинает испытывать к своему важному больному обычную человеческую симпатию. Когда Саша уже после смерти Черненко идет в кинотеатр смотреть «Кин-дза-дзу!», запрещенную им из-за того, что «КУ» якобы означало его инициалы, непонятно, отчего она улыбается: то ли потому, что маразматичный диктатор умер и она имеет возможность смотреть фильм Данелии свободно, то ли с теплотой вспоминает их совместный просмотр в больнице. Саша здесь и представительница молодого поколения, которое выиграло от конца СССР, и жертва системы, в чье сознание советская идеология пустила корни навсегда.

Подробнее

«Создатель»

В противостоянии людей и роботов режиссер Гарет Эдвардс становится на сторону вторых, делая их кем-то вроде нового угнетенного меньшинства, нуждающегося в защите. Эта позиция идет вразрез с довлеющей сегодня в западном обществе, так что «Создатель» в этом смысле идет против течения. Даже если не соглашаться с тем, о чем говорит Эдвардс, нельзя не признать, что у него хотя бы есть позиция.

Подробнее

«Убийца»

Любой поклонник Дэвида Финчера узнает его по каждому выверенному кадру и едкой пессимистической интонации, которая при этом совершенно не располагает к депрессии — напротив, безымянный главный герой в исполнении Майкла Фассбендера собран, ироничен, полностью готов к заданию и уверенно смотрит в будущее. «Не надо путать прагматизм с цинизмом», — комментирует закадровый голос, явно передающий и жизненную позицию режиссера.

Подробнее

«Убийцы цветочной луны»

Мартина Скорсезе в первую очередь считают главным мастером бандитского насилия. Многие забывают, как хороши его фильмы в других жанрах, например историческая драма «Эпоха невинности». Происходящие в 1920-х «Убийцы цветочной луны» — и историческая драма, и семейная драма, и жесткий мужской вестерн, и социальное разоблачение, и гангстерский детектив, и грустная история любви. Этот сплав делает картину многомерной и сложной.

Подробнее

Подписаться: